18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Общество
Общество

Поделиться:

Ольга Чебыкина: «Вывести героя на откровенный разговор не так сложно, нужно просто искренне им интересоваться»

Ольга Чебыкина — журналистка, блогер, автор и интервьюер ютюб-каналов «Не принято обсуждать» и «Женщины» с аудиторией свыше 600К. Ведет авторский курс «Алхимия коммуникации» и раскрывает студентам УРФУ секреты управления личным брендом. 

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Ваш ютюб-канал начинался с идеи о серии интервью с женщинами к 8 марта, а вырос в большой внегендерный проект. Но позже вы все же запустили канал только для женщин. Почему?

Появление канала «Женщины» — рациональное решение. Был ряд тем, которые хотелось обсуждать, но они не подходили под формат канала «Не принято обсуждать». Не хотелось размывать его концепцию, которой я очень дорожу, которая поддерживает меня как создателя, и огромное количество людей по всему миру уже много лет. Я подумала, почему бы не создать отдельный ютюб-журнал, который будет более легкий, где можно обсуждать даже бытовые темы, звать одних и тех же экспертов несколько раз. Мы пробовали делать беседы с психологом на канале «Не принято обсуждать», но просмотров по ним было меньше, чем привычные интервью. Название канала «Женщины» — всего лишь маркетинг, точное определение целевой аудитории, а не программное заявление. Мне кажется, сейчас тема гендера слишком переоценена. Не умаляю ее значимость, но и не считаю, что она должна пронизывать абсолютно все проекты и любое публичное проявление.

Вы читаете отзывы под вашими программами для обратной связи?

Человек, идущий в публичную плоскость, если у него голова на плечах, понимает, что чем выше его медийность, тем больше пропорция негатива. По данным социологии любое видео на ютюбе имеет 10- 13% дизлайков. Вне зависимости от темы. Далеко не вся обратная связь полезна. Первое правило – отзыв по запросу. Увы, часто зрители принимают за индульгенцию посыл «пишите свои комментарии», и спешат вывалить на автора буквально все, что накопилось. Второе правило – обратная связь должна быть вежливой. Всегда. Хамство в любом виде я не приемлю.

Дисклеймер о том, что видео — это субъективная точка зрения героя появился как упреждающий ответ на что?

Он появился не сразу. Последней каплей стало письмо от зрительницы, в котором она написала, что давняя поклонница канала, смотрит все интервью и видит огромное количество героинь, сильных женщин, разорвавших отношения с абьюзерами, вышедших из непростых любовных отношений. И вот она насмотрелась этих интервью и развелась, а теперь сожалеет. И пишет мне упрек как автору канала, что я пропагандирую развод. Мне казалось, не надо объяснять взрослым людям, что они сами решают разводиться или нет, что это только их ответственность. И ни одна женщина из телевизора или экрана монитора не должна быть ответственна вместо них. Но практика показала, что такие зрители есть. Так появился этот дисклеймер. Спасибо, что вы обратили на него внимание.

«Не принято обсуждать» — это про новую искренность? Вы задали тему, как говорят, до того, как это стало мейнстримом.

Он не про новую искренность, а про старую. Моя позиция кому-то покажется архаичной, но такие понятия как новая искренность, новая этика и прочие — преждевременны. По-моему, у большей части населения проблемы и со старой искренностью, и со старой этикой. Мы еще не освоили счетные палочки, а уже хотим пересесть на ЭВМ. Проект «Не принято обсуждать» про искренность, гуманизм, про то, что делает человека человеком испокон веков. Я не делала его в пику каким-то другим проектам, большинство из них еще и не существовало тогда. Это не было продумыванием стратегии, что вот сейчас все такое выхолощенное, отфотошопленное, а я сделаю обратное, задам другой тренд. Мотивация исходила изнутри, как бы пафосно это не звучало. Я сама искренний и открытый человек, за что регулярно бываю и вознаграждена, и бита. (Смеется.) Тренд я скорее случайно опередила, так бывает.

Канал «Не принято обсуждать» не про новую искренность, а про старую. Моя позиция кому-то покажется архаичной, но такие понятия как новая искренность, новая этика и прочие — преждевременны. Мы еще не освоили счетные палочки, а уже хотим пересесть на ЭВМ.

В откровенном разговоре, а вы безусловно умеете вызвать героя на такой диалог, часто говорится больше, чем хотелось бы. И тут новая угроза как признак времени — канселинг, культура отмены. Вы цензурируете программы? Свои вопросы, ответы героев при монтаже.

Есть распространенное заблуждение, что сложно вызвать человека на откровенный разговор. Люди зачастую не раскрывают важные для них вещи не потому, что хотят это скрыть, а потому что их об этом не спрашивают, никому не интересно! Это важно понимать. В глобальном смысле мы все эгоисты. Вспомните, какое количество номинальных разговоров мы ведем ежедневно в семье? С ребенком — как у тебя в школе? Нормально. Все. Гештальт закрыт. А ведь такой разговор хуже, чем его полное отсутствие! Ноль информации, ноль сближения. Это даже меньше, чем ноль. Потому, что вы у себя в голове делаете отметку «разговор состоялся», «я общаюсь с ребенком». Тоже самое с нашими партнерами по браку. Большинство замкнуты в такой реальности. Вывести героя на откровенный разговор не так сложно, нужно просто искренне им интересоваться и продемонстрировать, что вы правда готовы его выслушать. Тогда практически любой человек вам открывается, думает: «Боже, оказывается то, что я думал, вынашивал столько лет кому-то интересно», и он с удовольствием вам это отдает. Мне бы очень хотелось донести эту мысль до аудитории, кто будет читать наше интервью.

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Абсолютно согласна, но мой вопрос был больше о цензуре и самоцензуре.

Давайте я расскажу по этому поводу историю. У меня на интервью был парень, который рассказывал о буллинге в школе. Там длинная драматичная история, которая началась в младших классах. Учительница, видя такого нервного, артистичного мальчика сказала, что он как Борис Моисеев. После чего дети ему тут же дали прозвище «Голубая Луна», тогда эта песня была популярна. В средних классах прозвище трансформировалось в гораздо более грубое. И всем понятно какое. И тут внутренний выбор интервьера – спросить, а как тебя называли и этим заставить человека сказать это вслух, или нет. Я понимаю, если спрошу, герой ответит и это будет ярко звучать, это можно взять в нарезку в начало видео. Это прием кликбейта, то, что привлечет огромную часть аудитории. Но я этот вопрос не задаю. Между подсыпать перца, добавить драматизма и не сделать больно герою, я выбираю последнее. Поэтому у меня не миллион подписчиков на канале. (Улыбается.) Если бы я не была столь аккуратна, мой канал был бы более раскручен. Это мой выбор, выбор взрослого человека, который принял такое решение осознанно. Периодически я к нему возвращаюсь, рассматриваю свое решение со всех сторон – что получаю/не дополучаю я, мой зритель, и вот уже пятый год остаюсь на этой же позиции. Более того, я всегда согласую интервью с героями до выпуска. Считаю это нормой. Удаление интервью по просьбе героя за все время работы канала случалось дважды. Один раз была история «Я устала быть любовницей». Там героиня рассказывала, что переходит из одних отношений с женатым мужчиной в другие, почему получается порочный круг и как она хочет из него вырваться. У интервью был огромный отклик. Спустя года три она мне написала, что сейчас находится в длительных серьезных отношениях, но периодически все еще получает отклики о том интервью. А она уже сильно изменилась, ее жизнь изменилась, и ей бы не хотелось, чтобы этот информационный след оставался. И я его удалила. Есть множество примеров, о том что ее история помогла другим женщинам увидеть подобную ситуацию со стороны, выйти из тройственных союзов, возможно, могла помочь еще кому-то. Но возникла одна конкретная женщина, которой эта история мешает строить счастливую жизнь, и я сочла необходимым интервью удалить. Другое видео было удалено на следующие сутки после публикации по просьбе героини из-за возникшего хейта. Там была упомянута одна из политических партий. Это вообще не имело принципиального значения в контексте интервью, но настолько отношение к власти оказалось острым, что само упоминание партии послужило триггером для огромного количество людей. Это даже не ядерная аудитория, пришла какая-то сторонняя. Они начали оскорблять последними словами героиню, к чему та была совершенно не готова, вплоть до истерики и слез.

Главным фильтром самоцензуры для меня является простой и в то же время краеугольные вопрос: не станет ли моему герою после интервью хуже, чем было до? Отсюда и мой главный принцип в создании портретных интервью на канале «Не принято обсуждать» — как у хирурга — не навреди.

Частое общение развивает у людей эмпатию. Об этом вы отлично рассказали на примере истории спасения замерзающих на льду людей, на которых вы просто вовремя обратили внимание. Но вместе с эмпатией мы приобретаем большую чувствительность, даже тонкокожесть. Как противостоите выгоранию?

У меня есть замечательный дар. Я умею не копить эмоции. Переживаю их здесь и сейчас. Я достаточно быстро восстанавливаюсь. У меня прекрасная семья. Любящий муж, любящий сын. Рядом со мной мои родители. Есть друзья. Прекрасная команда. У меня есть крыс Мышонок, более ласкового существа я не встречала. У меня есть сумасшедший совершенно попугай, розовый австралийский какаду. А недавно мы с мужем из поездки в Казань привезли двух амадинов. Это птички с очень мелодичными трелями. У меня полный дом ресурсов для восстановления.

Еще я люблю плакать. Муж мой об этом прекрасно знает, я его предупреждаю, когда накатывает. (Смеется.) Он по-доброму это принимает – смеется, прижимает меня, расспрашивает что случилось. В такие моменты я обычно включаю какой-то романтичный фильм, не слишком драматичный, чтобы не добить себя. Например, «Отпуск по обмену». Когда пожилой сценарист, герой Илайя Уоллака, выходит на сцену под музыку, я всегда пускаю слезу, и мне становится легче. Знаю за собой эту черту и регулирую эмоциональное состояние разрешая себе пореветь.

Так что у меня есть антивыгорающая поверхность, как у сковороды антипригарное. (Смеется.) Я очень тактильный человек. Люблю обниматься, гладить, ощущать. Всего этого в моей жизни с избытком. И я очень благодарна семье, которые меня поддерживают. Самый лучший комплимент в жизни я получила от собственного мужа. Он сказал, что талант ― это очень сексуально, поэтому я для него самая сексуальная женщина. Мое дело ― часть моей красоты, оно меня наполняет. Я записала интервью, устала, но чувство выполненной работы меня окрыляет. Плюс я умею отдыхать. В отпуске, в зимние каникулы я практически не прикасаюсь к телефону. Мы уезжаем на целый день на снегоходах, на лыжах, на коньках. Могу сидеть в сауне, плавать в бассейне часами и не испытывать никакого тремора от информационного голода. Я как работать люблю сломя голову, так и отдыхаю со всей отдачей

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Любое содержательное интервью заставляет рефлексировать. Ведение блога можно назвать вашей формой рефлексии?

Да, вполне можно сказать, что рефлексия мое хобби. Иногда мне кажется, что я с ней перебарщиваю. Но не сомневаются только дураки. Задавать себе множество вопросов ежедневно – форма моего бытия, взаимодействия с миром, с собой.

Написание книг — продолжение этого хобби?

Книгу писать классно. Интересно. Но это самая сложная работа, которую мне приходилось когда-либо выполнять. Хотя я даже не писатель, я выступаю как эксперт. Невероятно тяжело структурировать знания, выделять из своего двадцатилетнего опыта лучшее, краеугольное. Плюс это требует колоссального количества времени. Чтобы написать книгу мне пришлось на три месяца отменить сон, что сказалось на моем физическом и психоэмоциональном состоянии. Просто не представляю, какой образ жизни нужно вести, насколько уметь управлять своим сознанием и подсознанием, чтобы писать художественное произведение. А если речь идет о таких писателях как Достоевский, Толстой, Гоголь, Чехов… Я своим мозгом не могу объять масштаб мысли и личности этих людей. Такой же пиетет я испытываю разве что перед талантливыми врачами.

Создавая собственное медиа, вы получаете роскошь выбирать тех, с кем хотите общаться. При этом на вас ответственность и за коммерческий успех канала. Хайп ради монетизации допустим?

Про монетизацию я, разумеется, думаю и довольно успешно. Но делать это за счет хайпа — не мой случай. Ютюб-канал, к счастью, не является основным источником моего дохода, поэтому, да, я имею роскошь выбирать героев, созвучных моему сердцу и уму. Могу делать программы не на потребу зрительскому интересу, а на формирование этого интереса. Но канал является одним из основных каналов продаж моего онлайн-продукта. Я молодец. Создала безопасную, эффективную бизнес-модель, при которой мне не нужно себя предавать, злоупотреблять кликбейтом, желтить, и при этом неплохо зарабатывать для себя и своей команды.

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Серьги, кольцо и кулон Mercury из коллекции Flower белое золото, жемчуг, лунный камень, бриллианты

Как выбираете героев?

Всего два параметра. Главный — не беру человека, который еще не вышел из своей ситуации. Мы ищем тех, кто смог преодолеть, пережить, отрефлексировать и чей опыт может быт полезен в качестве помощи другим. Моя функция не помочь герою, а раскрыть его, чтобы он помог другим. Второй, чисто редакционный аспект. Если недавно мы сделали тему, то в ближайшие год-полтора не будем к ней возвращаться.

Был у вас такой герой, который оказал существенное влияние на вас саму? Когда после разговора выходишь другим человеком.

Каждый герой меня меняет. Когда я только начинала проект, муж, зная мою чувствительность, предупреждал — будь осторожна, сохрани себя в этом всем. Одним из главных для меня героев стал Владимир Константинович Тарасов. Мой учитель, наставник, мудрец, автор книг, каждую из которых я прочла. У меня была счастливая возможность записать с ним интервью трижды. Это человек, который оказал на меня серьезное влияние.

Обратила внимание, что вы часто прибегаете к помощи толкового словаря — зачитывая значение того или иного слова. Широкая аудитория не владеет словарным минимумом и нужно проводить ликбез?

Знаете, я вот только сейчас в нашем разговоре поняла, где корни. Про знаменитую речь Бродского перед студентами Мичиганского университета я, разумеется, знала когда-то. Потом про нее мне напомнила моя героиня Валентина, которая рассказывала о трагической смерти, самоубийстве ее единственного сына. Она в конце интервью сказала о том, что этот монолог Бродского нужно было читать, учить, говорить о нем с детьми, что это очень важно. После того интервью я захотела его освежить в памяти. Первым пунктом там шли тезисы о важности изучения языка, в том числе чтение словаря. Это отложилось где-то ячейкой в памяти, отозвалось. И когда я приступила к верстке курса «Алхимия коммуникаций», этот посыл всплыл в памяти. Я осознала, что моим медийным возможностям ничего не мешает популяризировать идею почаще обращаться к словарю. Это очень простая и классная вещь, которую каждый обладающий аудиторией может использовать — заразить людей какой-то полезной привычкой. Читать словарь – это очень полезно. Меня в университете учили — не можешь разобраться с вопросом, обратись к определению, как правило, внутри него содержится ответ. Это как раз механизм-антогонизм тому, что массово происходит в социальных сетях, где люди просто пересказывают друг другу чужие слова, не разбираясь в сути. Словарь — первый шаг на пути к сути.

Потребность в транслировании, в передаче знаний — это естественный итог накопления профессионализма?

Я в этом убеждена. Я эту потребность остро ощутила. Когда начала преподавать, у меня отросла еще одна пара крыльев.

О всех героинях нашей новой премии «Собака.ru» «Женщины меняют Екатеринбург 2022» читайте здесь.

Текст: Валерия Рукавишникова

Продюсер: Катерина Демидко

Фото: Артем Косолапов

Укладка, макияж: бьюти-студия MAKE MY DAY STUDIO

Комментарии (0)

Купить журнал: