Главная тема, которая висит в воздухе - падение рубля на валютном рынке. Что будет, чего ждать?
Начнем с того, что Россия медленно, но, верно, входит в очередной финансово-экономический общемировой кризис. Пока с экранов телевизоров нам стараются не называть это слово – «кризис», но звучит это именно так. Девальвация рубля окажет влияние на уровень потребительского спроса – он резко сократится, люди будут покупать то, что необходимо, очередей за новым смартфоном, я думаю, не будет. Продажа автомобилей будет испытывать проблемы, недвижимость постепенно после всплеска тоже снизит темпы продаж. Сейчас население еще покупает все подряд в ожидании, что скоро будет хуже, пик пройдет и начнется стагнация. Будет ли наблюдаться еще большая девальвация рубля или нет, загадывать сложно, все зависит от нефти. На рынке слишком много игроков, слишком много сфер влияния. Но я не думаю, что рубль обратно укрепиться до уровня 60-65 рублей за доллар.
Как быть с деньгами, которые есть? Если что-то давно необходимое планировали купить – купите сейчас, вряд ли будет это дешевле. Возможно, подешевеет недвижимость. Бежать покупать на все деньги доллары – не панацея. Не надо думать, что сейчас, накупив долларов за 80 рублей, через неделю вы продадите их за 90. Не надо из себя изображать валютного спекулянта. Есть специально обученные люди – финансовые аналитики, брокеры, которые делают это профессионально.
Прогнозируется ли снижение или увеличение ставок по кредитам, в частности по ипотеке и потребительским кредитам?
По ипотеке снижаться ставки не будут, ряд банков уже приподняли ставки, потому что ипотека - самый низкомаржинальный продукт для банков. Пассивы станут дороже, поэтому двигать вверх ставки по кредитам банки будут. Также нужно понимать, что стоимость кредита складывается не только из стоимости ресурсов, которые есть у банка, но и из кредитного риска. А вот он, в данной экономической ситуации, как раз увеличивается. Уже сейчас, например, наш банк, пересмотрел свои критерии выдачи потребительских кредитов и кредитов для предпринимателей. Сейчас мы смотрим на наших клиентов через призму того, как они смогут пройти предстоящий экономический спад.
Как Банк «Нейва» проходит меры, связанные с изоляцией граждан на карантин, насколько это возможно сделать в рамках штата банка?
Сотрудников, которые успели съездить в отпуск и вернулись из-за границы, мы всех перевели на удаленную работу в течение двух недель, у нас таких немного, и они не завязаны на обслуживании клиентов, но тем не менее. Всех сотрудников с малейшими признаками ОРВИ строго-настрого не допускаем до рабочего места. Скорректировали планы по продажам, потому что понимаем, что сейчас не надо человека стимулировать на работу в офисе, важнее сохранить баланс и здоровых сотрудников. Сейчас не то время, чтобы совершать подвиги и идти на работу больным.
Мы предусмотрели разные схемы работы на разные сценарии карантина и заражения сотрудников. С нас это также требует Центральный банк. Мы разработали целую схему, где регламентировано: кто у нас будет взаимодействовать с расчетной сетью Центробанка России, кто будет отвечать за взаимодействие с Московской биржей и так далее. Мы сами понимаем, что у нас на любой сценарий должен быть «План Б». Даже при самом пессимистичном варианте, когда потребуется при все общем карантине все закрыть и не выходить – мы к нему подготовились: посмотрели сколько нам нужно людей, чтобы работали все наши удалённые сервисы, интернет-банк, банковские карты.
То есть «План Б» на случай всеобщего карантина у вас готов?
Не просто «План Б», а практически «красная папка» в секретном чемоданчике». Но даже в таком режиме мы сможем обеспечить бесперебойную работу всех наших сервисов.
Подтолкнёт ли ситуация с пандемией к переходу на тотальную автоматизацию общения с клиентами?
В нашей политике банка заложен принцип человеческого общения с клиентами. И, кстати, многие именно из-за этого нас выбирают, потому что можно быстро найти человека, который принимает решение. То есть у нас клиент не будет «висеть на линии» в колл-центре полчаса, отвечать на все вопросы бота, а потом кричать в телефон «позовите человека!». Поэтому вернусь к тому, что «с людьми общаются люди», и мы сознательно делали плоскую структуру управления и принятия решения, чтобы любой клиент мог быстро разобраться с проблемой, даже если это вопрос уровня правления. У нас достаточно много полномочий отдано сотрудникам первой линии, чтобы они оперативно могли решить проблему клиента. Но при этом очень легко и быстро можно эскалировать решение вопроса на самый высокий уровень.
В России гораздо более распространены технологии оплаты по средствам мобильного телефона и часами, чем в США и Европе. Это говорит о том, что в России более лояльны к новому?
Действительно, я считаю, в плане платежных технологий Россия сделала большой шаг вперед. В Америке до сих пор очень популярны бумажные чеки, которые выписываются от руки. Нужны целые центры, которые собирают, обрабатывают, проверяют информацию. Но ведь это абсолютно не технологичная история! Но люди привыкли. В Европе тоже есть подобная сила привычки. Россия же сразу из Советского Союза вступила в эпоху банковских карт, достаточно быстро перешла от карт с магнитной полосой на чиповые, и люди хорошо встретили новые технологии, такие как - бесконтактные платежи. Это удобно! Также ЦБ РФ активно выступает в качестве системного интегратора этих технологий - запустили национальную платежную систему с картой «Мир» на базе НСПК («Национальная система платёжных карт» - прим.ред.), систему быстрых переводов. Я думаю, что это все дает нам хорошую динамику развития. Я думаю, скоро придет привычка оплат и по новой технологии через QR – коды. А для магазинов куайринг, еще и выгоднее в обслуживании, чем эквайринг.
У Банк «Нейва» небольшая сеть собственных банкоматов, почему?
Да, мы не увеличиваем сеть банкоматов. Гораздо рентабельней для нас и удобней для людей возможность снимать деньги в любых банкоматах. У нас есть партнерская сеть - ВТБ, Почта банк и другие. Но по нашим картам также можно снимать деньги без комиссии и в любых других банкоматах, и даже необязательно на территории РФ. Комиссию, за держателя нашей карты, платим мы. Но зато клиент не привязан локально, он может снять деньги в любое время, в любом банкомате мира.
Сейчас многие компании столкнутся с кассовым разрывом, как банк реагирует на это?
Мы пересмотрели требования выдачи кредитов, понимая, что страна входит в экономический кризис и, как бы не хотелось помочь клиенту, нужно понимать жизнеспособна ли его бизнес модель. Если она не жизнеспособна, денег выдавать нельзя, потому что это только на месяц-другой продлит его агонию и еще сильнее усугубит ситуацию. Мы открыты к диалогу с компаниями, мы можем на что-то пойти, для кого-то отказаться от взимания платы за расчетно-кассовое обслуживание. Нам интересно, чтоб предприниматель прошел этот кризис и дальше продолжал обслуживаться в Банке «Нейва». Но решение будет приниматься индивидуально.
Среди ключевых барьеров развития предпринимательства в России – ограниченность финансов и низкая предпринимательская грамотность. Как вы видите это?
Последние года два стоимость кредитов уходила на второй план, а на первом плане мы видели вопросы финмониторинга, потому что на этом поле ужесточаются требования, и банки их должны исполнять. Все это накладывается на низкую финансовую грамотность предпринимателей, как правило малого бизнеса. И большинство клиентов, которые попадают в поле зрения нашего финмониторинга – это, кстати, не какие-то «махинаторы», а законопослушные клиенты, которые просто пытаются оптимизировать на свое усмотрение налоговые вложения и делают ошибки.
Как помочь таким компаниям?
Мы ввели должность комплаенс-менеджера, который помогает предпринимателям наладить финансовый поток так, чтобы это не выглядело с точки зрения закона сомнительными операциями. Задача банка выявить предупредить, предотвратить, чтобы клиент прекратил делать сомнительные операции по недоразумению.
Текст: Саша Колесниченко
Фото: Александр Ёжъ Осипов
Комментарии (0)