Главный режиссер Камерного театра рассказывает историю прошлого века стихами в поэтических вечерах проекта «Русская поэзия ХХ века». Столетие - в серии спектаклях ОБЭРИУТы, Февральская революция 17-го, 1941-1945, Оттепель, Аутсайдеры.
Почему спектакли проекта вы определяете словом «вечера».
Понимание «вечера» здесь ключевое. Проект «Русская поэзия XX века» - это пять постановок, посвященных разным поэтическим эпохам. Вечерами названы спектакли не случайно. Поэты Серебряного века собирались в «Бродячей собаке», ОБЭРИУТЫ Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий - на квартире, Шестидесятники Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина - устраивали поэтические вечера в Политехническом, поэты 80-х – встречались на выставках или подпольных квартирниках. «Вечер» объединял всю поэзию двадцатого века. Мы показываем это в контексте исторических и культурных событий. Через поэтическое слово можно будет увидеть, как менялась страна, люди. Фигура Поэта связывает все спектакли, и мы смотрим на жизнь его глазами и говорим его языком. Вечер - это время таинства. Этому времяпрепровождению даже посвящена поэма Николая Заболоцкого "Время".
Есть ли сюжетная линия в постановках?
Мы только направляем, даем импульсы - дальше воля вашему воображению. Главные действующее лица - это время и поэт. В каждой постановке сотни сюжетов и судеб. В «Оттепели» с 1953 – 1968 года, в «Февральской революции 17-го» - это неделя до отречения от престола, в «Аутсайдерах» - условный период с 85-го по 2000-е, в "1941-1945" - понятно, в «ОБЭРИУТах» - взят период с 20-х по 50-е.
В чем главный замысел проекта?
Посмотреть на нашу историю и культуру, вспомнить, какая богатая она у нас. Это проект, который поможет узнать, услышать Русскую поэзию всего 20 века. Как менялся язык и почему. Слово Поэта - это слово, которому можно верить. Я надеюсь, что это поможет понять на какой культурной почве мы стоим и ответить мне на вопрос: почему мы такие? Я думаю надо прислушаться к Поэту. Как сказала Цветаева "Поэт - как ребенок во сне - все выскажет". Мы сможем открывать мыслителей, писателей, музыкантов, художников, наследие которых мы имеем, но не знаем. Николай Римский-Корсаков написал пятнадцать опер. А у нас во всех театрах можно увидеть две: «Снегурочку» да «Царскую невесту». Никто не знает оперы «Садко». Мы не можем посмотреть «Золотого петушка», оперу, которая заканчивается пожаром 1905 года – это полыхает революция, вся Россия в пожаре. Поэты, музыканты, художники прошлого века оставили огромное количество загадок, которыми должно заниматься молодое поколение для того, чтобы узнать свою историю и тогда, может быть, станет понятнее наше настоящее.
Сидели важно вкруг стола.
Над ними дедовский фонарь
Висел, роняя свет на пир.
Фонарь был пышный и старинный,
Но в виде женщины чугунной.
А что такое поэтический вечер в театре сегодня?
Мы собираемся с вами, придумываем, воплощаем - это творческий вечер. Важно согреть театр своей энергией. Это тепло обязательно в другом качестве пойдет в зрительный зал, аудитория унесет с собой его частичку и захочет вернуться. Ты приходишь и думаешь: а вдруг сегодня будет чудо? Публике нужно дать чистую интонацию, ей не нужно врать, не надо заниматься подменой, симуляцией. В театральном искусстве очень много вспомогательных средств, сценографии, внешних эффектов. Убрать все это и оставь одного артиста на сцене – что тогда? Все пять спектаклей очень просты, как в студенчестве, потому что у нас весь фокус направлен на артиста и его слово. Театр - это то место, где должна вздрогнуть душа. И разбудить душу может именно Поэзия.
Но кроме стихов спектакли вы дополнили действие музыкой и особое место заняла классика.
Да. Как сказала Цветаева: "Душа - под музыку - странствует". В «Оттепели», например, звучит знаменитый «Петрушка» Игоря Стравинского. Потому что нельзя было не отметить тот факт, что композитор, покинувший Россию в 1914 году, прожил в Европе, Америке, а в 1962 году приехал с концертами в СССР, и в большом зале консерватории исполнил «Петрушку», «Весну священную». И советская публика была восторженна! Это было открытие другого космоса! Стравинский выходил на поклон до тех пор, пока уже на сцене не пришлось одетому, в пальто, объяснять аплодирующим слушателям, что пора на поезд. В спектакле «1941-1945» большое внимание уделено Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича в эпизоде блокады Ленинграда, и в этот момент музыка говорит больше, чем слова. Но так же звучит увертюра «Тристан и Изольда» Вагнера, потому что если мы поймем космос этого немецкого композитора, мы, возможно, поймем откуда родилась идея захвата мира в германском народе. В спектакле «Февральская революция 17-го» звучат произведения Джакомо Пуччини, арию из оперы «Ласточка» поет солистка Екатеринбургского оперного театра Ольга Пешкова, звучат произведения Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Яна Сибелиуса, Сергея Рахманинова. Для меня было важное использовать музыку, которая звучала в то время, о котором идет речь в спектакле.
По какому принципу вы отбирали стихи для каждого спектакля?
Принцип такой. Я не навязывал ничего артистам, есть темы: Оттепель, Серебряный век, Великая отечественная война, НЭП, Андеграунд 80-х. Для меня было важно, чтобы артист пришел домой, взял книжечку, открыл интернет, почитал, потратил время, проявил свой интерес. Режиссура, постановка - моя, но многие актеры сами выбрали стихи, и получилось коллективное создание театрального текста. Если артист решил, что хочет читать Хлебникова – отлично, потрясающий поэт, загадка русского авангарда – пусть читает. Я рад, что работаю с таким артистом.
Подборка материала разнообразна, но не в один из вечеров не вошло творчество популярных поэтов, которых мы так хорошо знаем из школьной программы.
Да, действительно. Сергей Есенин, Борис Пастернак, Осип Мандельштам – очень крупные поэты, которым в будущем планируется уделить особое внимание на сцене Камерного театра.
ТЕКСТ: САША КОЛЕСНИЧЕНКО, ФОТО: РИММА МАЗУР
Репертуар Камерного театра можно посмотреть здесь: www.ompural.ru
Комментарии (0)