Стипендиат главы города и ректора, победитель областного конкурса «Начало» для педагогов в 2012 году, стал самым молодым директором школы в РФ: в свои двадцать пять он параллельно учится в аспирантуре и выводит сельскую школу на всероссийский уровень.
Историю я изучал, общаясь с ветеранами, биологию – из пересказов учителем. В детстве я не любил читать – сейчас я читаю взахлеб». |
Как вы пришли в образовательную сферу?
Моя специальность – «Социально-культурный сервис и туризм». Раньше я никогда бы не подумал, что когда-то буду связан с педагогикой, я себя видел в отрасли туризма. После аспирантуры по специальности «Педагогическая психология» у меня возникла мысль: а почему бы не пойти работать в школу? У меня дедушка был директором школы, и он всегда говорил – внук точно пойдет по миом стопам. Я маленьким наблюдал, конечно, как он работает, проводит совещания, собрания – но только ради интереса. В конечном счете мой путь начался с работы географом в гимназии. Через год я выиграл конкурс открытых уроков при областном Институте развития образования. Тогда все и закрутилось.
Что директор школы делает, кроме того, что вызывает родителей к себе?
Вообще директор – это папа школы, он отвечает за все. Трубу прорвало – я должен встать в шесть утра, найти сантехника, отремонтировать. Повар заболел – я ищу повара, чтобы почти сто детей ни в коем случае не остались без обеда. Координация всех видов деятельности в школе – начиная от учебной части и заканчивая тем, что нужно приколотить гвоздь – моя прямая обязанность. Елку наряжаем и убираем мы с детьми вместе, вместе организовываем праздники, в которых я участвую. Есть директора, которые ставят себя свысока, держат дистанцию. У нас равенство и братство. Все делаем вместе и очень дружно живем.
Что самое сложное в работе?
Заслужить авторитет от родителей, прежде всего. Когда они выходят после собрания и говорят спасибо. Для меня это весомо. И здесь абсолютно не в возрасте дело. Когда в человеке есть добрые амбиции – море по колено. Я получаю огромное удовольствие от работы потому, что у нас постоянно проходят ученические советы, мозговые штурмы, работа с родителями и педагогами. Учительство – это служение людям, как и профессия врач. Я живу с учениками на одной волне: считаю, что директор должен быть мобильным во всех отношениях.
Почему столько внимания вы уделяете инновациям?
Очень большое влияние на меня оказала поездка в США. Я участвовал в конкурсе «Лидер образования» при министерстве Российской Федерации. Нужно было написать проект, актуальный для российского образования. Темой моего стало инклюзивное образование – обучение детей с ограниченными возможностями. В Москве и Питере ребенок сидит в инвалидной коляске и учится со здоровыми людьми – у них стерты все рамки. В советскую эпоху инвалиды учились только с инвалидами, и это сильно десоциализировало детей. В нашей стране сегодня эта система развита очень слабо. А ребенок же не виноват, что он таким родился. Я выиграл гранд и поехал обучаться в американские школы. Меня удивило, что в их классах две зоны – учебная и открытая. Сначала они занимаются русским и математикой, как и все дети, за партами. Затем они садятся на пол во второй зоне, рисуют, что-то творят, играют. В другом кабинете дети готовятся к экзаменам. Учительница включает реп и начинает с детьми петь математические формулы на английском языке – и это дает 100% успеваемость. В кабинете биологии – дети могут брать в руки тарантула. В аквариуме плавает мурена. Они ее кормят, ухаживают за ней, тут же учитель рассказывает про нее, про ее внутренние органы и прочее. Если бы я учился в той школе, я бы был отличником и полюбил бы ее навсегда.
Как вы применяете этот опыт в своей школе?
Я сам практикую уход от классической системы, в частности, с географией: просто показать ребенку карты – неинтересно. Я списываюсь по скайпу с педагогом самарской школы . Мы берем промышленную тему – и она рассказывают про свою область моим ученикам, а я – про свою, то есть происходит обмен знаниями непосредственных носителей. Аналогично мы проводим уроки английского – по скайпу с носителями языка. Мы работаем с девушкой из Великобритании –весь урок 40 минут проходит без единого русского слова. У всех учеников таблички с их именами на английском, и она обращается лично к каждому, без использования принципа «поднятой руки». Мое главное правило – больше инноваций. Самая большая проблема – ребенку после школы нужно ехать на другой конец города в секцию, потом – к репетитору. Я хочу эту систему переломить, чтобы все необходимое ребенку было в одном месте. По обмену звать педагогов из вузов, чтобы они проводили мастер классы и лектории. У нас старые школы, в которых очень сложно это все внедрить. Но с другой стороны – рыба у нас гниет с головы. Если директор сплотит свою команду и будет вести ее заданным курсом – преград никаких не будет.
В конкурсе лучшего сайта учебного заведения школа № 9 вошла в десятку лучших в России. Взяла первенство в смотре-конкурсе кабинетов ОБЖ в номинации «Значительное пополнение материально-технической базы», и первое место в городском конкурсе «Методическая копилка»: разработка внеклассного мероприятия, посвященного профилактике правонарушений и асоциальному поведению среди учащихся.
Текст: Анастасия Климова.
Фото: Алена Комарова.
Комментарии (0)