Камбэк петербургского режиссера – спустя двадцать лет – на Урал ознаменован премьерным спектаклем «Похождения бравого солдата Швейка», которым откроется новый сезон в отреставрированном ТЮЗе.
Работа в Португалии – идеальна. Может потому, что я не понимал, что говорят вокруг».
Какие ощущения от города?
Того Свердловска, в котором я когда-то работал – его нет. И это хорошо. Это не значит, что я плохо относился к нему. Не сразу, но полюбил: с его сухим серым конструктивизмом, жесткими людьми. Сейчас город стал более разноцветным, а люди, живущие в нем, – мягче. Много интересного происходит. Нельзя тосковать по прошлому – должно приходить новое.
А какой город считаете родным?
Таких много,но основных – три. Рига, где я родился. Недавно побывал там после двадцатилетнего отсутствия. Он тоже совсем другой: новый, веселый.Но города моего детства уже нет. Свердловск, где я прожил не один год, тоже родной. И Ленинград, в котором я учился в театральном институте. И его, города моего студенчества, нет. Но, повторюсь, это нормально. Как только начинаешь ностальгировать по прошлому – значит, кончились цели и планы, ты остановился в своем развитии. Это плохой симптом. Алкоголизм и воспоминания надо оставить для старости, когда уже нет сил ни на что другое.
Вы работаете сейчас над «Похождениями бравого солдата Швейка». Как выбрали материал для постановки?
Есть великие произведения, мимо которых не пройти. Книга Ярослава Гашека – из таких. Это очень мужской и современный материал. В спектакле задействованы заслуженные актеры, с которыми я работал и раньше: Валерий Смирнов, Владимир Нестеров, Владимир Кабалин, Владимир Иванский, Олег Гетце. Есть и молодежь.
А Светлана Замараева? Вы с ней делали потрясающие спектакли.
Замараева – актриса для центральной роли. В этом материале такой для нее не нашлось.
ТЮЗ славится своей труппой. Как вы ее оцениваете?
Премьера покажет. Сейчас ничего не буду говорить – рано.
Театр, который вы создали, называется «Экспериментальная сцена». Что вы в театре считаете экспериментом?
Любой спектакль в своем роде эксперимент.
Какой ваш последний эксперимент?
Первого ноября в своем театре мы впервые сыграем на зрителя спектакль «Дядя Ваня. Работа актера над ролью». Мы уже не в первый раз обращаемся к учебникам – по системе Станиславского, Брехта, Михаила Чехова.
А новые учебники?
Основных оказалось три. Остальные – это вариации.
Вы работаете в разных странах, с разными актерами. Есть разница?
Существенной – нет. Везде есть хорошие актеры и не очень. Я работал в Португалии, и мне все казалось идеальным. Может потому, что я не знал языка и просто чего-то не слышал. Но слова иногда мешают, засоряют отношения.
Фестивали любите?
Очень. И самое главное – не себя показать, а других посмотреть. Сегодня проводится много крупных фестивалей. Только в Питере их три, которые надо обязательно смотреть. Это Лига чемпионов: Зимний фестиваль Льва Додина, «Балтийский дом» и «Александринский».
Работы каких режиссеров вы бы советовали посмотреть?
Робера Лепажа, Оскара Коршуноваса. Очень серьезные работы делает Лев Додин. Это из последних впечатлений.
Расскажите о своем участии в фестивале «Реальный театр»
Наш театр «Экспериментальная сцена» приезжал на него трижды. Два раза мы привозили детские спектакли: «До свиданья, Золушка», «Привет, Рэй». Прошлой осенью показали целых две работы в один вечер: «Работа актера над собой» – учебный спектакльпо материалам книги Станиславского и «Покупка меди» – сцены по изучению техники «эпического театра» Брехта.
Вы занимаетесь еще и театральной педагогикой. Как все успеваете?
Главное: правильно составить расписание, и пока есть силы – работать.
Какие они, современные студенты?
Ребята, которые приходят учиться, гораздо более эстетически развиты, чем мое поколение в их годы. Они много знают, много видят. С ними невозможно применять авторитарный тон. Они более свободны.
Как у вас на все хватает эмоций?
Просто надо уметь определять главное. Сейчас для меня главное – Швейк.
Анатолий Праудин профессию не выбирал, она была предопределена генами: отец, Аркадий Кац, работал главным режиссером Рижского театра русской драмы, мать – народная артистка Раяна Праудина. Анатолий – кандидат в мастера спорта по дзюдо, чемпион Латвийской ССР по самбо.
Текст: Ирина Лядова.
Фото: Евгения Улаз. Фотоагентство "Цех № 6".
Комментарии (0)