Дирижер, вокалистка и инструменталист выступит со своим камерным оркестром барочной музыки Harmonia Caelestis на фестивале «Белые ночи», который пройдет в Перми в конце июня.
Когда вы полюбили музыку?
Еще в детстве, а может, и до рождения. До семи лет я только и делала, что пела. Родители у меня абсолютно разных профессий, отец на текущий момент – главный врач диагностического центра, мама – пианистка, преподаватель в музыкальной школе по классу фортепиано. Мама отдала меня в музыкальную школу «на скрипку», поскольку в то время вокальных школ в нашем городе не было (я родом из Рубцовска Алтайского края). «Не переживай, – говорила мама, – кто учится играть на скрипке, тот и на фортепиано играет». Сейчас я понимаю, что она сделала правильно – скрипка лучше развивает слух.
А как в вашей жизни появился оркестр?
Окончив школу, я пошла в музыкальное училище, – у нас было всего три отделения, – народное, фортепианное и дирижерско-хоровое. «Клюнув» на название последнего, я выбрала его с надеждой на обучение в хоре. После окончания мы долго анализировали, куда стоит пойти – работать или учиться дальше, – мама предлагала бухгалтером, я же была за геолого-разведочный факультет, поскольку занималась горным туризмом и имела тягу к путешествиям (мама называет это «синдромом бродяжничества»). В итоге выбрали Рубцовское музыкальное училище, – получив там красный диплом, я продолжила образование в Новосибирской консерватории. Там и определилось то, чем я буду заниматься – моим педагогом стал дирижер симфонического оркестра Евгений Григорьевич Волынский, ученик Арнольда Каца. Он меня и «зажег».
Помните свои первые дирижирования?
Это происходило в классе, поскольку невозможно для каждого ученика собирать весь оркестр. Представьте кабинет, в нем – два бедных концертмейстера и два рояля. Они изображали хор или оркестр, руки опускаешь – все перестают играть. Так и учились.
Может ли оркестр обойтись без дирижера?
Дирижирование – это комплексная профессия. Здесь важно не только правильно разводить руками, но и быть психологом, педагогом, руководителем. Ты ведешь репетицию – ты учитель, идейный вдохновитель, обладатель силы убеждения. Часто говорят, что это мистическая профессия, до конца не изученная. Ведь неясно почему с одним дирижером оркестр играет так, а с другим – по-иному, может, и не хуже, и не лучше. Дирижер все и всех объединяет, руководит энергетическими потоками людей.
За счет чего барочная музыка на концертах становится современной?
Современно – значит, не скучно, эффектно, – зрителя мы берем своим драйвом. К тому же, коллектив состоит из молодых музыкантов, виолончелистке – восемнадцать лет. А для того, чтобы верно трактовать произведения давно прошедшей эпохи, мы изучаем, какие были тогда инструменты, струны, смычки, штудируем трактаты, обязательно проводится исследовательская работа. Барокко – это эпоха пышности и изощренности, – это контрастность, напряженность, преувеличенная эмоциональность, стремление к величию. Тогда все естественное ассоциировалось сварварским, поэтому считалось, что эстетика должна присутствовать в этикете, – вычурном, напыщенном.
Ваш зритель тоже юн?
Это прогрессирующий молодой контингент. Старшее поколение часто причитает, какая пошла молодежь. Нет, ребята, нормальная у нас молодежь! Я вижу среди своих зрителей много молодых людей, которым наскучила дешевая попса, где больше шума, чем музыки.
Говорят, что вы выступаете без гонорара.
Да, мы до сих пор собираемся из любви к музыке, для нас это путь к себе. Много концертов было сыграно бесплатно. Но как бы мы свое дело ни любили, все же стремимся к тому, чтобы труд и талант оплачивались. Сейчас музыканты подрабатывают, – кто в музыкальной школе, кто в ЗАГСе. Поэтому каждый концерт – это большая авантюра. В оркестре пятнадцать человек, и невозможно собрать всех одновременно, почти всегда приходится искать кому-то замену.
Как вы узнаете, что донесли до слушателя то, что хотели?
На наших концертах плачут. Даже если два человека что-то почувствовали, открыли в себе и в мире – ты пришел к цели.
Какими постановками особенно гордитесь?
Опера «Дидона и Эней» Генри Перселла – это просто шедевр, где каждая нота – откровение. Работа стала победителем конкурса Покровского и в 2011 году получила Губернаторскую премию за высокие достижения в области литературы и искусства. В 2012 году состоялась презентация спектакля Operahouse в рамках фестиваля «На грани» – это музыкально-танцевальная постановка, сделанная в союзе с хореографической компанией «Окоём» (хореограф Александр Гурвич). Всегда интересно находить что-то новое, примерять новые роли, - в этой постановке я впервые танцевала на сцене.
Вы весь концерт проводите спиной к зрителю, каково это?
Совсем не обязательно, чтобы смотрели на лицо. Стоя спиной, больше сосредотачиваешься, передаешь энергию оркестру, а он, в свою очередь - зрителю.
Яна Анненкова также является инструменталисткой и вокалисткой ансамбля средневековой музыки FlosForum. В 2013 году оркестр Harmonia Caelestis стал обладателем Гран-при конкурса «Адмиралтейская звезда». 26 июня коллектив выступит с часовым концертом на одной из сцен фестиваля «Белые ночи» в Перми.
Текст: Екатерина Дорохова.
Фото: Артем Сурков.
Комментарии (0)