18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Виталий Волков

В конце 1990-х на факультете журналистики СПбГУ любили говорить: «Вот какое у нас телевидение: один – манекенщик, другой – востоковед!» – имея в виду ведущих Доренко и Киселева.

– Считается, на телевидении интриг больше, чем в театре. Это выдумка самих работников ТВ?

– Думаю, все зависит от сотрудников и руководства канала. Если интриги поощряются, конечно, они будут развиваться. Например, в дирекции ВГТРК я интриг припомнить не могу. Хотя существуют разные отношения между людьми: кто-то кому-то нравится, кто-то – нет. Сама суть журналистики, вы же прекрасно понимаете, – работа «в индивидуальном режиме». Личные амбиции – вполне нормальная вещь. Хотя телевидение, в отличие от других способов творчества, – командный вид деятельности. Каким бы ни был гениальным журналист, у него есть оператор, режиссер, монтажер, гример и редактор, без которых он работать не сможет.

– Но есть же на телеканале звезды, на которых делается основная ставка. И они «забивают» рабочих лошадок. Как вы регулируете работу между такими сотрудниками?

– Я приведу пример. Кого можно воспринимать как звезду? Ну для дирекции и для телезрителя это ведущий информационной программы. И он себя воспринимает в качестве звезды. Это нормально: если человек не любит себя в кадре, так же к нему будут относиться и зрители. Здесь важен посыл. Но ведущий, в отличие от дикторов старого образца, сам пишет текст. И следовательно, у него есть право распределять задания между корреспондентами, которых вы называете «рабочими лошадками». Для них работа с такой звездой – большая школа, надо же у кого-то учиться. Тем более что корреспонденты делают яркие репортажи и запоминаются зрителям ничуть не хуже ведущих. Плюс многие не стремятся стать ведущими: делать сюжеты им нравится больше!

– Мне всегда казалось, что в тележурналистику идут, чтобы раскопать горячий факт или приблизиться к открытию тайны. Это действительно так?

– На телевидение приходят по разным причинам. Довольно часто звездами здесь становятся случайные люди. Людям казалось – это временный этап, а в итоге выясняется: они больше соответствуют ТВ, чем люди, пришедшие специально, чтобы «раскрыть тайны» и так далее. Профессия журналиста интересна чем? Ты можешь донести до миллионов зрителей свои мысли. Когда кто-то из журналистов заявляет, что он не претендует на влияние, я думаю, это кокетство. Если человек пришел в СМИ, он хочет что-то сказать людям. Другое дело, стоит ли ему это говорить? Уже спорный вопрос.

– В вашей практике бывало такое: вы стали свидетелем скандальной истории, но моральный стержень не позволил вам опубликовать «добычу»?

– Однозначного ответа на этот вопрос я пока не слышал ни от одного крупного и маститого журналиста. Мы любим рассуждать о независимости СМИ. И мэтр российской тележурналистики Владимир Познер ответил: независимых СМИ не существует, – все зависят от разных людей, денег и обстоятельств. Но мы никогда не обсуждаем вопрос о степени внутренней независимости журналиста. Что для него первостепенно? Сообщить информацию, не думая о последствиях? Или задача журналиста – создание определенных идей и внедрение их в общество? Чего в профессии больше: идеологии или информации? Я считаю, работа журналиста имеет серьезную идеологическую составляющую. Поэтому, когда в руки попадает сенсационный материал, возникает первая мысль – опубликовать. Но, как говорил Талейран, бойтесь первых мыслей – они обычно самые благородные. Вторая мысль – это соотнесение информации с целым комплексом проблем и знаний, которыми вы обладаете.

– Телевидение сейчас какое-то блеклое: ничего интересного. Скандалы – исключительно на уровне реалити-шоу. Люди уже не сидят у экранов, ожидая невзоровские «600 секунд» или, как было позднее, программу Сванидзе. Не доверяют?

– Журналистика 1990-х была построена на политике: либо на участии в политическом «сериале», либо на его обслуживании. Когда «сериал» прекратился, возникла потребность в профессии. Чем должно заниматься ТВ? Информацией, просвещением, развлечением, культурой, фильмами. Оказалось, не очень получается! Естественная драматургия «политического триллера» исчезла, а таланта написать интересный сценарий не у всех хватило. Но слава богу, что этого «триллера» на экранах ТВ больше нет.

Материал из номера:
БИКИНИ
Люди:
Виталий Волков

Комментарии (0)

Купить журнал: