К семидесяти четырем годам он принял участие в ста пятидесяти марафонах, попал в Книгу рекордов Гиннеса за преодоление дистанций на всех континентах земного шара и написал две книги.
Правда, что свой первый марафон вы пробежали на спор?
Действительно так. На предприятие, где я тогда работал, приехали американцы. Я был переводчиком, общался с ними, и как-то, во время застолья, разговор зашел про Московский марафон – один из гостей намеревался в нем участвовать. Слово за слово, мы начали спорить, в общем, оказалось, я тоже бегу. Пятьдесят два года, подготовки никакой, а куда деваться? Надо! Утром вышел во двор и начал понемногу упражняться. Через сто дней попал на свой первый марафон. А тот американец, кстати, не появился.
Значит, стать марафонцем может любой?
Конечно. Нужна минимальная спортивная подготовка и желание. В моей книге «Бег в помощь» есть глава «Конспект престарелого самоучки» – там советы из личного опыта, рекомендации знаменитых бегунов, таблицы правильных тренировок для тех, кто хочет попробовать себя на дистанции. Главные преграды – у нас в голове. Я знаю женщину, которая успешно занялась бегом в шестьдесят семь лет, после диагноза «рак легкого». Англичанин Бастер Мартин пробежал полумарафон в сто один год, а на финише попросил не «скорую», а кружку пива. Таких примеров много, в марафонах участвуют миллионы людей.
Ради здоровья?
По разным причинам. Например, каждому хочется получить минуту славы, а как? На сцену Карнеги-Холла тебя так просто не пустят, в космос – тоже, а марафонца на дистанции приветствуют, как звезду. И это правильно, ведь ты смог, ты одолел эти сорок два километра, и неважно, с каким результатом. Это ведь не классический спорт, где рекорды – главное. Тут дело в интересе, в желании проверить себя. И в эйфории от бега, конечно, тоже. Чувство незабываемое, всем рекомендую.
Почему вы поехали на Северный полюс?
Я просто не смог упустить такую возможность, даже продал квартиру в Питере. Трасс там, конечно, не было; мы воткнули в льдину лыжную палку, отмерили вокруг нее радиус в километр, и побежали. Я сорок два раза обогнул Землю, я возвращался из прошлого в будущее, я прожил там сорок две жизни! Представляете? Я чувствовал, как подо мной вращается планета, это незабываемо. Если бы мне дали возможность еще раз туда съездить, я бы не отказался.
А где еще вы бывали?
Практически везде. Я стараюсь участвовать во всех интересных марафонах мира. Бежал классическую дистанцию в Афинах, был в Килиманджаро, сейчас готовлюсь к бегу на Великой Китайской стене.
Когда же вы успеваете книги писать?
Вы знаете, я заметил очень интересную штуку – оказывается, бег стимулирует интеллект. Раньше думал, что физкультура и творчество друг другу мешают, оказалось, совсем наоборот. Я двигаюсь, в голову приходят истории, нужно просто остановиться и записать. Поэтому работникам культуры занятия спортом нужно прописывать, как витамины. И не только им. Наша медицина в корне не права – она занимается лечением болезней, а надо начинать с оздоровления организма. И бег для этого отлично подходит. Единственный недостаток в том, что он непопулярен. В конце девяностых интерес к марафонам в России ухнул в гигантскую яму, откуда мы до сих пор не поднялись. Правда, в последние годы молодежь интересуется бегом все больше, я даже стал известным – приглашают на встречи, интересуются, задают вопросы. Вот, позвали в Екатеринбург, чтобы устроить презентацию книг, – я рад.
Будете примером?
Скорее, анти-примером. Я обычный человек, пожилой дядька, не атлет, не гигант мысли, не супермен. И если у меня получилось пробежать в год шестьсот километров, то получится у всех. Знаете, я сейчас увлекся Шекспиром, читаю монолог Гамлета на английском, просто так, для души. Мы часто друг друга спрашиваем: «Быть или не быть»? Жить или телевизор смотреть? Мне кажется, я себе на этот вопрос ответил.
К своему первому марафону Андрей Чирков оказался совершенно не готов – в плане экипировки. Так, на дистанцию он отправился в кедах из разных пар, поскольку других найти не смог, а спортивные шаровары Ивановского завода превратил в шорты, причем – прямо на дистанции, на глазах у всех обрезав штанины карманным ножом.
Текст: Мария Хамзина.
Фото: Артем Сурков.
Комментарии (3)