Пока в свердловском Театре Драмы работают над спектаклем по мотивам романа «Блуда и МУДО», автор этого бестселлера выпустил в свет новую книгу «Ёбург», посвященную уральским героям девяностых.
Ваша новая книга – вдохновенный портрет Екатеринбурга и его жителей на сломе эпох. В родной Перми не ревнуют, что вы тратите свой талант на чужой, в общем-то, город?
Во-первых, талант я не трачу – он же остается в прежнем количестве. Во-вторых, Екатеринбург – город моей молодости, я здесь учился, я здесь начался как писатель, здесь живут мои друзья, я здесь очень многое знаю, так что этот город для меня никак не чужой. А в-третьих, я не знаю, как реагируют в Перми: я там бываю редко.
Может ли у этой книги быть продолжение – например, «Челяба», или «Новосиб»?
Конечно, может. Только писать его буду не я, а тот, кто хорошо знает Челябинск или Новосибирск. Пусть желающие берут формат «Ёбурга», мне не жалко.
Как вы считаете, она будет интересна столичным жителям?
Обязательно. Она уже интересна, ведь новеллы из «Ёбурга» с удовольствием публикуют столичные газеты и журналы. Опыт Екатеринбурга общезначим, потому что на все самые жгучие вопросы современности город дал свои ответы, причём зачастую более адекватные или оригинальные, чем Москва или Россия в целом.
Ваш творческий путь напоминает эволюцию Умберто Эко, который в последние годы пишет не столько романы, сколько эссе и книги о том, что интересно лично самому Умберто Эко. В позапрошлом году у вас вышла книга «Увидеть русский бунт», в прошлом – «Горнозаводская цивилизация», в новом – «Ёбург». Найдется ли время для романа?
Я никогда не писал о том, что мне не интересно. Без ложной скромности замечу, что у меня обширные интересы, и какой смысл писать о том, что мне скучно? А следующей книгой будет роман.
О чем?
Не скажу. О «нон-фикшне» рассказывать заранее – сплошное удовольствие, потому что нон-фикшн – это нечто, уже случившееся и потому неизменное. А вот о романе рассказывать заранее не стоит, потому что роман творится вживую, прямо во время написания, и проговаривание – это как бы потеря драгоценного ощущения «сотворения», которое не стоит расходовать напрасно.
Бурный успех фильма «Географ глобус пропил», поставленного по вашей книге, что-то изменил в жизни?
Прокат фильма закончился только месяц назад. Рано говорить о каких-то изменениях в судьбе. В общем-то, у меня и без фильма было все в порядке, но если фильм даст еще какой-то бонус, я буду только рад.
Вы как-то участвуете в процессе работы над спектаклем в Театре Драмы, или придете на премьеру обычным зрителем?
В постановке я не участвую, но принимаю участие в «режиссерской лаборатории». Я высоко ценю драматургию Олега Богаева, и мне лестно, что он взял мой роман «Блуда и МУДО» основой для своей пьесы. Пьеса получилась остроумной и сумасшедшей, совершенно «богаевской», а от романа там совсем чуть-чуть. Обыграв интригу романа, Богаев создал самостоятельное произведение – сатирическую и сюрреалистическую метафору современной России. Я посмотрю, как пойдет дело со спектаклем. Может быть, стану, так сказать, ходить за кулисы, а может быть, приду просто зрителем на премьеру.
Можете себе представить, что когда-нибудь перестанете писать книги?
Могу. Хотя жизнь сделается куда скучнее. Но к чему этот вопрос? Могу ли я себе представить, что мне трамваем отрезало ноги, и я теперь езжу в коляске? Могу. Но я не буду совать ноги под трамвай. И пока что не собираюсь прекращать писать. Писательство – не только заработок. Это форма существования личности, как, впрочем, и любое другое любимое дело человека. Музыкант понимает мир как симфонию, инженер – как конструкцию, а писатель – как роман. Если какая-то сила лишит меня возможности работать, я не стану видеть мир иначе.
Правда, что вы хорошо рисуете?
Раньше неплохо рисовал, но никогда не думал связывать свою жизнь с профессией художника. А сейчас уж поздно «Боржоми» пить.
Возвращаясь к началу нашего разговора, думали ли вы о том, чтобы переехать в Екатеринбург?
Да я и сейчас больше всего времени провожу в Екатеринбурге. Я не самый общительный человек на свете, потому даже если бы я безвыездно жил в Екатеринбурге, в публичном пространстве города я присутствовал бы примерно столько же, сколько сейчас.
Алексей Иванов дважды терял рукопись своего романа «Географ глобус пропил» и ему приходилось начинать всё сначала. Фильм, поставленный Александром Велединским по этой книге в 2013 году, получил главную награду на фестивале «Кинотавр» и собрал целый ряд первых премий других кинофестивалей.
Текст: Анна Матвеева.
Фото: архивы пресс-служб
Комментарии (3)