18+
  • Город
  • Город
Город

Поделиться:

Технологический процесс: Петербургская котельная

Их называют операторами котельной, но по-простому — кочегарами. Профессия, воспетая Цоем, Гребенщиковым и Башлачевым, а затем и Балабановым, превратилась в петербургский символ, и вот-вот сотрется из городской хроники под прессом «белых воротничков». Почти все здания в городе перевели на газовое отопление, последней осталась опустевшая Биржа на Васильевском острове. Ее угольная котельная — единственная, да и та исчезнет после ремонта. Мы узнали, как проходят будни старейшего кочегара.

Вячеслав Иванович 11 лет работает в угольной котельной Биржи

Вячеслав Иванович 11 лет работает в угольной котельной Биржи

Подвал здания Биржи на Васильевском острове не может похвастаться легендарной историей: сразу после постройки и до самой Великой Отечественной войны он был обычной дворницкой. После войны его использовали в качестве общежития, а с 1953 года там сделали котельную, которая и по сей день отапливает Биржу. Сегодня это последняя котельная в Петербурге , которая работает только на угле, и существовать в первозданном виде ей осталось совсем немного. Внутри кочегарка выглядит, как неразобранная декорация из советского фильма. Фильм сняли, а место и героев оставили жить своей жизнью. Трубы, вентили, котлы, счетчики — все это из советских времен. Как и покосившийся портрет Ленина, скрытый под сантиметровыми слоями угольной пыли в одной из пустующих комнат.

Котельная в полном порядке и без перебоев отапливает здание. Принцип работы кочегарки довольно прост. В подвалах под зданием стоят огромные печи, а если говорить правильно — котлы. В отопительный сезон их растапливаются и греют воду, которая (уже нагретая) циркулирует по зданию Биржи. Работа кочегара заключается в том, чтобы вовремя закидывать уголь в печку и следить за давлением и температурой воды. В холодные дни на отопление здания уходит до двух тонн угля.

В котельной работают четыре человека по графику сутки через трое. Всем уже за 60. Дольше всех в этом живом музее трудится Вячеслав Иванович, который за годы работы в котельной успел стать медийной персоной. «И первый канал приезжал, и второй. Из газет периодически приходят. А чего приходят? Скучно тут.» «Пенсия маленькая, думал, годик поработаю, — вспоминает он. — Но где годик, там и одиннадцать». Этот небольшой, но крепкий старичок, по его словам, с легкостью справляется со своими обязанностями. На вопрос, не тяжело ли в его 68 целый день закидывать десятки килограммов угля в огромные печи, с усмешкой отвечает: «Фигня».

В апреле здание Биржи перешло в собственность Эрмитажа. О новом владельце Вячеслав Иванович, предварительно затянувшись ароматной сигаретой, отзывается кратко, но лестно: «Пиотровский свое дело знает. Он хороший человек». Во время нашего общения с Вячеславом Ивановичем приходит проверяющий с бейджем «Сотрудник Эрмитажа». И мы дружной компанией отправляемся на проверку. Контролер останавливается практически у каждого котла и строгим голосом задает вопросы. Вячеслав Иванович дает исчерпывающие ответы, и проверяющий удовлетворенно кивает головой. На вопрос: «А что с трубами?», ответ звучит меньше, чем через секунду: «Труба 1876 года, две штуки, кирпичные».

В следующем году Биржу подключат к системе газового отопления, и котельная перестанет работать. Вячеслав Иванович не сильно переживает по этому поводу: «Пиотровский обещал, что здесь сделают ремонт, приведут все в порядок, а котельную не тронут. Сделают еще один музей. Оставят как памятник промышленной индустрии двадцатого века». Действительно, решением губернатора Полтавченко котельную планируют сохранить, как уникальное городское сооружение и даже называют это «первоочередной задачей». Что до смены профессии, то кочегары здесь не бояться переквалифицироваться.  Вячеслав Иванович, например, прекрасно знаком с работой механизмов и историей котельной, поэтому не исключено, что через год он поменяет свое амплуа на более спокойное — экскурсовода или смотрителя музея. Говорит, что задумывался об этом, но точно  пока не решил.

Текст: Михаил Грачев

Фото: Виктор Сухоруков

Рубрика:
Технологический процесс

Комментарии (5)

  • Гость 2 июля, 2014
    Забыл подписать предыдущий комент.-"папа"
  • Гость 2 июля, 2014
    Мне не очень.
  • Гость 27 июня, 2014
    Две тонны? Я и по три кидал за смену, работая в похожей котельной Четыре человека в смену? Или четыре человека на четыре дня, т.е. оставляют одного на сутки? Ай-яй-яй! Никакой техники безопасности получается
  • Гость 27 июня, 2014
    хороший текст
  • mkaminarskaya 26 июня, 2014
    Очень интересно

Купить журнал: