В 2016 году его компания предложила лучший план по изменению внешнего вида проспекта Ленина, а в прошлом – выиграла конкурс проектов по реконструкции площади Революции в Челябинске.
Одним из организаторов конкурса было консалтинговое бюро «Стрелка» (та самая, что стремительно преобразовывает Москву последние несколько лет). О красивом и удобном Челябинске (в будущем) нам рассказал генеральный директор «УралНИИСтромПроект» Василий Важенин.
Ваша компания больше всего известна по проектам благоустройства городской среды. Это ваша специализация? На самом деле мы проектируем что угодно. Просто так вышло, что именно эти два проекта получили широкую огласку и сделали нас знаменитыми.
Ваш проект реконструкции площади Революции выиграл конкурс в прошлом году. Однако уже после победы назначили публичные слушания по нему. Как вы считаете, до реализации вообще дело дойдет? Я не вижу ничего плохого в том, что проект будут обсуждать, ведь мы предложили серьезные изменения: расширить парк, убрать автомобильную парковку перед театром, видоизменить саму площадь. Реализация упирается в деньги. Сейчас есть тенденция, что проекты создаются с расчетом на конкретные суммы, выделенные из бюджета. А в случае с площадью Революции была другая последовательность: сначала появилась концепция, а потом на нее стали искать средства. Тем не менее, я надеюсь, что наш концепт будет реализован.
Какое участие в этой разработке принимала «Стрелка»? Они нас курировали. Мы делали, отправляли им, они вносили замечания, мы исправляли.
Не раздражали их замечания? Были спорные моменты, когда мы, понимая специфику Челябинска, считали, что какие-то моменты нам попросту не подходят. У «Стрелки» немного «ванильный» взгляд на вещи, который присущ москвичам: они живут в другой реальности, у них другие деньги, иностранцы гуляют по улицам. Но я понимал, что у «Стрелки» колоссальный опыт по реконструкции и благоустройству, поэтому надо довериться им и посмотреть, что выйдет. В итоге проект получился не совсем таким, каким я бы хотел видеть его. Они, например, убрали все архитектурные модернистские формы, которые мы предлагали, заменив их на более нейтральные.
Когда вы разработали в 2016 году проект обновления проспекта Ленина, в нем были строгие правила в отношении наружной рекламы: как должны выглядеть вывески, рекламные щиты, баннеры. В конце прошлого года администрация города приняла дизайн-код, в котором, по сути, то же самое. Какая связь между этими двумя документами? Мы разработали дизайн-код для проспекта Ленина, и на этой основе были разработаны нормы для всех гостевых маршрутов города. И это большой шаг. На проспекте уже исчезли огромные рекламные щиты и несанкционированные баннеры. Все это заметно улучшило вид улицы. Несомненно, это пойдет на пользу и гостевым маршрутам.
Ладно, сейчас вы делаете крутые проекты. Но все с чего-то начинают. Правда, что вы уже на втором курсе создали свое предприятие? Не сразу. Сначала я пошел преподавать AutoCAD. В то время только начался переход на компьютерное черчение. Вскоре я понял, что проекты, которые вручную чертят месяц, я на компьютере могу сделать за два дня. Мы со старшим братом, тоже архитектором, сняли офис и начали работать. Спрос был огромный. Учиться мне стало совершенно неинтересно, потому что на работе я получал гораздо больше знаний. В итоге бросил университет, а «корочку» получил позже, уже в московском институте.
А потом вы поехали в США и занимались реконструкцией архитектурных объектов XVII-XIX веков? Да, мы по заказу частных лиц восстанавливали полуразрушенные дома, а также перевозили их из одного штата в другой. Или даже в Китай.
То есть разбирали дом в одном месте и собирали в другом? А не проще построить новый? Конечно, проще! Но это то же самое, что иметь ретро-машину или антикварную мебель. Мы реконструировали дома для очень богатых людей. Пока не грянул кризис 2008 года.
И что вы стали делать? Арендовали с партнером землю и хотели застроить ее малоэтажными жилыми домами. Для этого нужны были деньги. Тогда мы начали выполнять проектные работы для Bank of America – у них небоскребы по всей стране. Платили хорошо, поэтому мы вложили в свой проект кучу денег, но не смогли найти соинвесторов, и все наши средства в итоге пропали.
И вернулись на Родину. Да. Первый год я был убежден, что вернусь в США или поеду в другую англоязычную страну. Но потом умер мой старший брат, и я должен был остаться, чтобы заботиться о родителях. Когда понял, что придется жить в Челябинске, поставил себе задачу обеспечить достойное качество жизни здесь.
Вы считаете, что в Челябинске можно жить не хуже, чем в Штатах? Вполне. Для бизнесмена в России гораздо больше возможностей. В Штатах рынок перенасыщен, найти спрос там очень сложно. У нас же в России спрос постоянно растет: увеличивается численность населения, потихоньку развивается экономика, ветшает жилой фонд, поэтому возможностей, например, для застройщиков гораздо больше.
И вы сразу же этими возможностями воспользовались. После того как я приехал из Штатов, я два года не мог устроиться на работу. На собеседованиях я рассказывал, что умею проектировать небоскребы и реконструировать антикварные дома, а на меня смотрели как на сумасшедшего. Не было людей, которые могли бы оценить такие навыки и знания. Поэтому два года я в рамках ИП проектировал коттеджи, а потом устроился в «Доступное жилье». Там уже наработал связи и получил определенную известность. Это позволило открыть свое предприятие.
А почему вы не основали новое предприятие, а выкупили «УралНИИСтромПроект»? Так совпало. На тот момент там остался только один сотрудник – директор, которому было более семидесяти лет; компании фактически не существовало. У директора просто не поднималась рука ликвидировать предприятие, в которое он вложил всю свою жизнь. И я подумал: «Почему бы нет?». Кроме того, у них была проектная лицензия.
И теперь вы делаете город красивее. Конечно! Каждый спроектированный нами объект обладает эстетической индивидуальностью. Мы даже задумываемся о том, чтобы самим стать застройщиками. На самом деле все очень просто: заплати пятьдесят тысяч рублей за работу над архитектурной составляющей – и новый дом будет красивым. Но застройщики хотят идти только по отработанным схемам, им неинтересна архитектура. Зачем задумываться об эстетике, если и так все продается?
Обсуждается вопрос о том, что промышленные объекты надо перенести за пределы Челябинска, а освободившиеся помещения использовать под офисные и торговые центры, арт-пространства. Что вы думаете об этом? Это нормальная мировая практика: в США и Европе, когда производство уходило в Китай, а здания заводов освобождались, появились лофтовые квартиры. Но наша страна сейчас находится скорее в ситуации Китая, и нам, напротив, нужно наращивать промышленные мощности.
То есть заводы из города переносить нельзя?
Можно, это отличная идея. В других странах есть налоговое зонирование, которое вынуждает владельцев заводов переносить предприятия за город, в более выгодную налоговую зону. Но у нас ничего такого нет. Наоборот, предприятия в России всячески поддерживаются государством, и чуть их тронь, они сразу возмущаются и жалуются на кризис. Хотя, на самом деле, промышленность в нашей стране от кризиса получила только выгоду. Скорее всего, заводы останутся там, где они есть.
и существующие здания предстанут
в новом свете
Да, Челябинск все-таки промышленный город. И я не представляю, что нужно сделать, чтобы он вдруг стал красивым. Челябинск – далеко не самый уродливый город. Да, у нас не так много исторической архитектуры или хай-тека, но в городе достаточно красивых и необычных зданий. В то же время наблюдается хаос. Половину центра занимают бетонные заборы замороженных строек, реклама торчит отовсюду вразнобой, машины припаркованы где попало. Стоит модернизировать дорожную сеть, убрать незаконные ларьки, просто вычистить грязь с улиц, – и существующие здания предстанут в новом свете.
Не должно быть такого, что застройщик возводит примитивное здание и наскоро заделывает его дешевым керамогранитом, лишь бы побыстрее заманить туда «Пятерочку». Сейчас нет должного контроля со стороны госорганов, которые осуществляли бы фильтрацию строящихся объектов на этапе проектирования. А она необходима.
Я считаю, что нужен контроль за предприятиями, которые наносят урон окружающей среде. И не надо ждать, пока бюрократический аппарат раскачается и что-то сделает для нас – люди сами должны объединяться и защищать свои права. И это сейчас происходит – мы видим это на примере движения «Стоп ГОК».
Надо сказать, что у меня нет такого резкого отторжения Томинского ГОКа. Я понимаю, что там лежит золото и медь, и рано или поздно их достанут. Вопрос в том, какими методами это будет сделано. Нужно придумать, как из этого проекта сделать не экологическую катастрофу, а архитектурный объект, который, возможно, сможет привлекать туристов.
Блиц
Визитная карточка компании – я сам. Пытаюсь побороть в себе склонность к скоропалительным решениям. Других во мне раздражает требовательность. Любимая цитата: «Каждый раз, когда я что-то делаю, я думаю: «А стал бы это делать идиот?». Самый ценный совет, полученный в жизни: «Не надо ничего бояться, надо брать и делать». Самый замечательный фильм из недавних: «Собачья жизнь». Любимые авторы: Сет Годин и Гай Кавасаки.
|
Факты Василий Важенин учился в Южно-Уральском государственном университете на архитектора. На втором курсе открыл свое проектное предприятие. В 2005 году уехал в США, где занимался реконструкцией памятников архитектуры XVII-XIX веков и проектировал небоскребы. В 2010 году вернулся в Челябинск и два года работал как независимый архитектор. В 2012 году стал начальником проектного управления в группе компаний «Доступное жилье». В 2015 году основал собственное предприятие на базе «Уральского научно-исследовательского и проектного института строительных материалов». |
|
Идея, текст: Валерия Рукавишникова
Дизайн: Катерина Демидко
Комментарии (0)