В мире, где поcле показов haute couture зрители задаются вопросом «А жив ли жанр?», дизайнер из Челябинска выпускает коллекции в лучших традициях высокого портновского искусства. Мы познакомились с основательницей бренда Klevier – Ириной Афанасьевой, чтобы выяснить, как в век постмодерна и погоней за экономической эффективностью, ей удается вкладывать в одежду гораздо больше, чем зафиксировано на ценнике, и продолжать развиваться. Спойлер – это по любви.
модный дом KLEV'ER CLUB |
|
Ирина Афанасьева
член союза дизайнеров Москвы
Сколько себя помню, всегда любила вязать, отсюда выбор первой профессии – техник-технолог трикотажного производства. Мне нравилось учиться, а вот работа по специальности показалась неинтересной, да и на жизнь ей было не заработать. Решила учиться дальше и поступила в гуманитарный институт, где невероятно повезло с педагогами. Руководила курсом Элина Михайловна Андросова (член Союза дизайнеров России, президент Межрегионального объединения домов мод – Прим.ред.). Это ее трудами вложено в нас столько знаний и желания развиваться. Еще к нам приходили специалисты с трикотажной фабрики – настоящие мастера своего дела, практики. Талантливые художники учили нас рисунку, живописи, культуре искусств, анатомии. Мы не пропускали ни один профильный конкурс в стране. На память остался целый архив дипломов тех лет. Благодаря этим знаниям было принято решение создать свое ателье. Так и началось.
Ателье
Спустя четыре года после открытия в ателье пришел работать талантливый скорняк Григорий Афанасьев. В профессии он с пятнадцати лет – после восьмого класса учился в учебно-производственном комбинате, затем в институте, и все это время параллельно занимался практикой. Спустя еще несколько лет творческий тандем Ирины и Григория стал семейным.
Про вдохновение. В жизни все само собой складывается. Я просто не протестую тому, что дает мир. Принимаю и радуюсь. Уверена, нас окружает только то, что мы хотим видеть. Я вот постоянно что-то сочиняю, этот процесс внутри невозможно остановить: вдохновение, оно повсюду – в природе, городе, людях, погоде, искусстве. Мне близка классическая и этническая музыка, важны духовные практики – занимаюсь цигун, йогой. Пробую что-то новое –встала на сноуборд, а раньше каталась только на лыжах. У меня не бывает плохого настроения. Нет, я не сумасшедшая. (Смеется.) Разумеется, как и любой человек, я сталкиваюсь с трудностями, просто стараюсь находить позитив во всем. Вот недавний пример: приехали на отдых в Сочи, а дочь заболела. Начни я переживать – лучше не стало бы никому. Четко знала: через три часа надо дать таблетки,
наблюдать ребенка, вовремя поить, а не сидеть и страдать. Мы отдыхаем. Просто не так, как планировали, а иначе.
Про правильный настрой. Мы занимаемся созиданием – создаем одежду, и я верю, что наша энергетика, настроение, частичка тепла передается через эти вещи тому человеку, кто ее наденет. Мне близка философия, что одежда – это оберег.
Когда я начинаю новую работу, первым делом навожу идеальный порядок. Это мой ритуал, нулевая точка. Рисую сразу несколько эскизов, чтобы потом обсудить их с заказчиком в деталях и определиться с вариантом. Обычно требуется три примерки, где последняя – уже в готовом изделии. Если модель сложная или ткань дорогая, то сначала делается макет. Работаем чаще с эксклюзивными тканями из Италии и Франции, трикотажное полотно вяжем сами или закупаем в Европе. Российских материалов, увы, нет – загубили нашу легкую промышленность.
Мастера у меня лучшие в мире! Белошвейки мои, красавицы. Самые профессиональные, самые отзывчивые и улыбчивые. Точно знаю, что могу на них положиться, всякое ведь бывает – и тяжело, и допоздна работа. Но и я не монстр: если кому-то нужен отдых или помощь, – всегда пойду навстречу. Девчонки работают со мной долгие годы, они такие же, как мы с Гришей, фанаты своего дела.
Наше ателье вполне можно назвать традиционной швейной мануфактурой, даже ткани свои создаем – берем полотно и выстрачиваем на нем орнамент, расшиваем бисером и стеклярусом. Однажды сшили ажурное полотно для платья из нескольких десятков метров тесьмы. Это очень красиво, хотя и трудоемко. Мало кто станет таким заниматься. В основном, ателье работают ради прибыли, но мы ведь увлеченные, можем себе позволить уйти в творчество. Да, это не принесет денег, заберет много сил и времени. Но если, что называется, горит под руками, как отказаться? Зато какой опыт, какие новые возможности открываешь в себе! Приятно, что и люди на это откликаются, замечают, появляются новые интересные заказы.
В ателье вяжут трикотаж из лучшей итальянской пряжи, занимаются кожей, мехом, всеми видами тканей. Мех закупают на ведущих аукционах, окрашивание поручают ведущей российской компании, которая сотрудничает с дизайнером Ульяной Сергиенко, Модными Домами Fendi и Chanel. Мастера ателье вяжут крючком, вышивают, расшивают бисером, выполняют много тонкой ручной работы. Здесь шьют любую одежду для мужчин и женщин – от нижнего белья и купальников до шуб, пальто и вечерних нарядов. Делают украшения – сотуары, браслеты, чокеры и броши. Шьют сумки и головные уборы, муфты, варежки и митенки, палантины и бактусы.
Таинство создания костюма (стоит отметить, с потрясающей, практически кутюрной проработкой видимых и невидимых деталей) происходит где-то между этими тремя примерками. Если подсмотреть за работой дизайнера, то от первозданной стерильной пустоты в процессе не остается и следа. Стол заполоняют всевозможные отрезы, лоскуты, ворох тесьмы, клубки пряжи и ниток. Периодически Ирина замирает над ними, увидев только ей понятный рисунок в этом хаосе, и начинается магия – кусочки мозаики складываются, обретают новую форму, наполняются смыслом. Ни одной случайной строчки – каждая встает на свое место назначенной длиной стежка, размером зигзага. Интересным показалось ее замечание, что чередование цвета и фактур в ее голове музыкально озвучивается. То есть буквально – собранные фрагменты изделия играют, например, Моцарта: вот темные тона выдыхают драматическим басом, а следом звонкими нотами чередуются яркие мазки, которые еле слышно обволакивает воздушная пастель кружева. Симфония!
МОДНЫЙ ДОМ
В индивидуальном пошиве мне все давно понятно, а запуск бренда – это совсем иное, много нового, неисследованного. Ошибочно думать, что несколько созданных образов – это коллекция. Не все так просто.
Коллекция собирается как пазл, у нее есть сюжет, свои законы: из чего составлять, движение цвета, движение формы, свое вступление, точки внимания. Кто в теме, тот сразу считывает цепочку. Почему коллекции так высоко ценятся? Потому что бери любую вещь и сочетай с любой другой. Это удобно.
Мы выпустили две полноценные коллекции, которые представили в Челябинске, Москве и Алматы. Сейчас (пока не открыли магазин) шьем небольшие капсулы – мне необходимо понять, что ждут от нас покупатели.
Много лет я работала для стабильного круга заказчиц, а теперь необходимо выстроить новую производственную модель. Мы продолжим шить по индивидуальным заказам в ателье, потому что на это высокий спрос, и будем выпускать одежду уровня мидл ап под брендом KLEV'ER CLUB – комфортный и красивый гардероб на каждый день и для особых случаев для женщин, ведущих активную жизнь. Сегодня на рынке много марок, предлагающих усредненный базовый гардероб. Думаю, это не наш путь. Сшить безликую вещь может кто угодно, это несложно. Мы же ориентированы на индивидуальность.
Наша задача – сохранить узнаваемый почерк, непохожесть. К тому же мы обладаем большим преимуществом – умеем шить буквально все, можем предложить готовый тотал лук и любые аксессуары к нему. Плюс к этому, модели из коллекции можно будет повторить в любом размере.
Нужно быть в курсе того, что происходит вокруг. Я наблюдаю за другими дизайнерами, Неделями моды, слежу за актуальными и обсуждаемыми трендами. Мы ведь не можем вариться в собственном соку, это стало бы губительным отрывом от реальности. Но знаете, что я поняла: сто человек посмотрит на один и тот же тренд, и каждый увидит свое. Я возьму то, что мне лично близко, переосмыслю на свой лад, проживу его внутри и сделаю так, как не придумает никто.
Изделия из меха KLEV'ER CLUB – настоящие произведения искусства. Григорий много лет работает с натуральным мехом, но даже его поначалу задумки дизайнера удивляли – мех на шелк настрачивать? Как это? Одно дело кроить шкуры, а тут тончайшие ткани. Зато теперь, говорит, настолько уверен в собственных силах, что страха что-то испортить нет совсем. Свой материал он знает досконально, чувствует руками, может с закрытыми глазами распознать мех, определить его качество и сказать, что из него можно сшить. Но в ответ на нашу искреннюю похвалу скромничает: мол, моя задача – чисто техническая, чтобы все, что Ирина придумала, было исполнено качественно и именно так, как она хочет. Наверное, по-настоящему оценить его мастерство могут лишь единицы таких же профи.
Так, на одной из выставок к их стенду подошла Ирина Владимировна Крутикова, легендарный советский и российский модельер, носящая неофициальный титул Королева русского меха, и была удивлена, восхищена работой челябинского мастера: «Ты что, соболя в роспуск делаешь? Да такое с 1970-х никто не умеет делать! Эту технологию считали утерянной!».
Речь о технологии, когда шкурку разрезают на тонкие полосы до пяти миллиметров, а затем сшивают с диагональным смещением. Этим можно существенно расширить полосу меха, что важно для конструирования, или сшить полотно из разноцветных полосок меха и получить красивый градиент цвета, сложное тонирование. Еще одна технология – перфорирование (делаются надрезы в шахматном порядке). Благодаря ему шубка станет значительно легче и более пушистой, а сам материал – более пластичным, поэтому красиво образует фалды и обтекает фигуру.
Григорий Афанасьев
мастер скорняжного производства
Мех – дорогой и красивый материал, и изделия из него – это роскошь. Именно так следует к нему относиться. Сейчас модно говорить об экологии и призывать к отказу от натурального меха. При этом забывают рассказывать, что искусственный мех – это продукт нефтепереработки, чемпиона по загрязнению окружающей среды. Это абсолютная химия, часто вызывающая аллергию. Натуральный мех – биоразлагаемый материал, он не наносит ущерб природе. И возникает вопрос – что более экологично? Я категорически против потокового производства из меха. Когда конгломераты перерабатывают тонны пушнины и образуют завалы из отходов – такого нельзя допускать, это катастрофично для живой природы. Для нас важно осознанное потребление и производство – мы каждый миллиметр меха перерабатываем, у нас отходов вообще нет. Самый маленький фрагмент пойдет в дело. Мы относимся к этому с большим вниманием и ответственностью. Повторюсь, мех – это роскошь, не стоит скупать все подряд в свой гардероб. Это неправильно. Мы создаем изделия уникальными, чтобы они стали абсолютно личными и важными для кого-то на долгие годы. В этом и есть ответственность потребления. В этом наша миссия.
Текст: Валерия Рукавишникова
Комментарии (0)