18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Иван Миневцев

О поисках русской души, общности Чехова и Достоевского и новом спектакле «Идиот» в Молодёжном театре рассказал его главный режиссер Иван Миневцев.

 

Идея постановки спектакля по пьесе «Иванов», первой в творчестве Антона Чехова, формировалась у Ивана Миневцева около десяти лет. Ещё до поступления в ГИТИС он задумался о том, как можно было бы раскрыть этот текст средствами театра. Сейчас для этого есть всё – труппа Молодёжного, площадка, где можно реализовать свой замысел. И, главное, сам замысел, в основе которого – идея связать Чехова и Достоевского, чтобы попытаться понять таинственную русскую душу, её непостижимость и глубину.

Пьеса «Иванов» была написана в 1887 году. Годом позже вышла вторая редакция, в которой автор изменил финал. За более чем столетие было более сорока постановок в России, семь – за рубежом, снято двенадцать экранизаций. 18 апреля премьера спектакля по пьесе «Иванов» состоится в Молодёжном театре. Называться она будет «Идиот». Почему – узнали у режиссёра Ивана Миневцева.

Говорит что думает, делает что хочет…

 

– Лично мне Иванов поначалу был, выражаясь словами другого персонажа пьесы, «глубоко несимпатичен». Но постепенно становилось ясно, что он не так однозначен. Иванов – не святой, он простой человек, со своими исканиями, переживаниями, ошибками, мечтами. Когда-то он хотел перевернуть мир, но жизнь сложилась иначе, и вот перед нами человек, который в 35 лет чувствует себя стариком. Как вы восприняли Иванова? Как складывались ваши внутренние отношения с этим персонажем, его судьбой, историей?

– Он мне кажется оплотом, главной линией всей истории о русской душе. Он и есть та самая русская душа. Местами не очень приятная, местами болезненно-ущербная. Иванов мне неприятен. Я вижу в нём себя, свои нехорошие черты. Отличает нас одно: у меня есть профессия, я могу то, что чувствую, выражать через своё дело, работая в театре. У Чехова в пьесе нет ни намёка на то, чем занимается Иванов. Проще говоря, он бездельник, рефлексирующий и довольно странный. Но у него есть важные достоинства: светлый ум и готовность признать собственную никчёмность. Это неглупый человек, он всё про себя прекрасно понимает, но ничего не может с этим сделать, потому что у него нет воли, цели. Он испортил одну жизнь – погубил свою жену, и от этого ему ещё больней. При этом Иванов совершенно точно осознаёт и принимает бессмысленность жизни. Это и стало мне интересно.

– Доктор Львов называет Иванова Тартюфом, считая его манипулятором и пустословом. Это так?

– Нет. Львов в отличие от Иванова воспринимает мир в чёрно-белом цвете, делит людей на хороших и плохих. Себя он, естественно, считает хорошим, честным. Но он глупый. Иванов, конечно, не Тартюф. На Саре он женился не из-за денег, в чём его обвиняет Львов. Она ему понравилась – красивая, загадочная, умная женщина. Почему бы нет? Но женился – и разочаровался, а потом привык. Это не значит, что у Иванова были хитрые планы. Нет! Так может думать только человек, который сам способен на это. Иванов максимально честен с собой. У него может меняться мнение, но он говорит что думает, и делает что хочет.

 – В этой пьесе, как и во многих других чеховских текстах, особенно сильно чувствуется удушливая атмосфера уныния, мещанства. Возможно, я не права. Каким вам видится этот мир?

– Эта пьеса действительно пропитана тоской. Но это мне и понравилось. Загадочная русская душа… Я не зря решаю объединить этот материал с Достоевским. И сто лет назад, и сегодня всё одинаково. Если мы посмотрим вокруг, мы теми же словами заговорим: «тоска», «уныние». Что это за русская такая болезненная тоска? Почему столько снега, так холодно и хочется водки выпить? Почему так одиноко, когда идёшь ночью по улице? И вот я задумался: кто круче Достоевского описывал русского человека, его душу, тоску? В нас сидит достоевщина. С детства в нас ею пичкают, хотя я ума не приложу, зачем в школе читать про Сонечку Мармеладову. Это национальный код – мы все на этом воспитаны. И Достоевский как великий философ и теоретик русского мира является, как мне кажется, базой, а Чехов – как бы надстройкой. Мне захотелось глубже копнуть в философию русского мира, души, русского сознания. Кто мы? Что за культурные коды управляют нами?

Макет декораций для спектакля "Идиот"

Макет декораций для спектакля "Идиот"

Макет декораций для спектакля "Идиот"

Макет декораций для спектакля "Идиот"

Точно не подлец

– Чувство вины – ещё одно свойственное русской душе чувство?

– В общем-то, да. Если смотреть с точки зрения этой пьесы… Думаю, Иванов притупляет в себе чувство вины. Если бы оно его перекрыло и стало ведущим, он бы не бросил Сару. Он бы занял позицию жертвы: «У меня же больная жена, значит, я обязан быть рядом». Он стал бы играть другую роль. Но он не идёт на это. И в финале, конечно, винит себя и за её смерть, и за глупую затею со свадьбой. Но стреляется он не из-за чувства вины. Это очень странный финал у Чехова.

– В первой редакции пьесы у Иванова остановилось сердце…

– Да, и такой концовке я даже больше склонен верить. Потому что это очень сомнительная история: откуда ни с того ни с сего у Иванова взялся пистолет? Мы сделаем несколько финалов и начнём спектакль с конца.

– Как сделал Юрий Бутусов в своём «Иванове»?

– Это же старый приём. Ничего страшного в этом нет.

– Тимофей Кулябин в «Театре Наций» перенёс действие «Иванова» в советскую эпоху, как бы говоря, что эта история всегда актуальна. Каким будет чеховско-ивановский мир в вашем спектакле?

– У нас будет про сегодня, конечно. Мы создаём пространство некоего города, каких много в России, которые застряли где-то между Советским Союзом, девяностыми и современностью. Только из современности там только «Самсунг» в кредит, из девяностых – остальная атрибутика. И конечно же, там царит советское сознание. У нас будет наслоение эпох. Действие разворачивается в мещанском городе, на площади, потому что практически всё происходит на площади. Не дома, где только пьют наливку и откуда Иванов постоянно стремится уйти, сбежать.

 

– Кто работает с вами в постановочной группе?

– Художник по костюмам Варвара Иваник сейчас учится у Крымова. Художником по свету выступит главный художник Молодёжного театра Антон Сластников. Для него это первый опыт в области работы со светом. Мы решили пойти на этот эксперимент. Композитор Константин Хазанович – один из лучших джазовых музыкантов Санкт-Петербурга. С ним мы тоже работаем далеко не первый раз. Это ребята, с которыми мне комфортно, мы понимаем друг друга с полуслова. Я работал с ними в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске. В Челябинске – впервые.

– Чтобы подвести итог: вы как режиссёр всё-таки на стороне Иванова или нет? Кто он: ищущий себя, растерявшийся человек, не справившийся с жизнью, или расчётливый малодушный эгоист?

– Отчасти и то и другое. Конечно же, он эгоист. Конечно же, он растерялся и не справился с жизнью. Иванов ничего не делает специально, у него нет плана в жизни, он не знает, что будет делать завтра, что делать с Сарой и Сашей. Его несёт. Мне кажется, если бы Иванов чуть больше доверял себе и тому, куда его ведёт жизнь, ему, может быть, было немного легче. Он бы не оставил Сару, и не произошёл бы этот фарс со свадьбой на другой женщине. Не знаю… Ему и там, и там тяжело. И никак он с этим не справляется. Но он точно не подлец. 

Текст: Екатерина Сырцева

Редактор: Валерия Рукавишникова

Фото: Григорий Сотников

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Валерия Рукавишникова, Иван Миневцев

Комментарии (0)

Купить журнал: