На протяжении двух лет художница активно занималась разной деятельностью, связанной с развитием процессов горизонтализации в обществе. Горизонтальная структура взаимоотношений предполагает отсутствие негласных авторитетов, «власть имущих», чьей волей и определяется порядок вещей. Судьба родного города стала волновать Дашу все больше и больше, и те процессы, которые раньше казались неосуществимыми, стали восприниматься уже через призму некого гражданского долга. Художница активно содействовала инициативам известного челябинского урбаниста Льва Владова, участвовала в судьбе инвалида-колясочника Николая Ольховского, ставшего депутатом, а также была со-продюссером акции «Свободу свободным» Натальи Иноземцевой.
Когда перед Дашей встал вопрос о том, продолжать ли быть художницей, которая размышляла о вечных темах (любовь и романтика, красота) или заниматься социально ангажированным искусством, работать в рамках арт-активизма, художница начала переосмысливать себя и свое творчество. Ответом стала данная выставка, где активный художественный жест перечеркивания мира девичьих грёз демонстрирует готовность к следующему этапу своей жизни. Работы, перечеркнутые краской, заставляют зрителя почувствовать себя напряженно и немного неуютно, как будто что-то рушится и возникает протест существующей системе. Но по ходу просмотра выставки зритель встретится с другими работами художницы, описывающими новый этап ее жизни, в которой она делает серьезный шаг и исследование собственных возможностей.
Художественный жест отказа от прошлого творчества следует воспринимать как намеренную эстетизацию готовых предметов (готовых работ), относясь к термину «эстетизация» как к дефункционализации. По словам философа и теоретика Б. Гройса, художественная эстетизация предмета означает насильственную отмену его практической применимости и эффективности. Тут в спор вступает эстетизация средствами дизайна, которая стремится сделать предмет более привлекательным для пользования. Художественная же эстетизация имеет своей целью противоположную направленность – сделать предмет бесполезным, неутилитарным, всем тем, чем характеризуется современное искусство.
Комментарии (0)