11-26 ноября
Музей изобразительных искусств
Выставка амбротипов Алексея Серебрякова
Куратор Светлана Ветрова, участник кураторской группы Soft Focus, рассказала нашей редакции о готовящейся выставке «Амбротипия Алексея Серебрякова» и убедила нас отложить все дела, чтобы попасть на нее в числе первых.
Светлана Ветрова, куратор Soft Focus
Готовя выставку, мы ожидаем отклик людей из самых разных социальных групп. В первую очередь это редкая фототехнология, которая может быть интересна сама по себе как явление. Во-вторых, отбор работ учитывает разные вкусы.
|
||
Говоря о готовящейся в Музее искусств выставке амбротипии Алексея Серебрякова, сразу хочу развенчать представление о нем как о спортсмене, на досуге вдруг занявшемся фотографией. Алексей серьезно увлечен фотоискусством со школьных лет. И первые его опыты были в пленочной технологии. А стало быть, он хорошо знаком с химией фотографических процессов, давно умеет работать с растворами. Он прошел через знакомство и работу с «цифрой», снова возвращался к пленке – но уже к большему формату, а потом решил освоить ранний фотографический процесс – амбротипию. Это был вызов самому себе – он привык побеждать себя и быть первым. В данном случае – первым в Челябинске он занялся этой сложнейшей техникой. Однако выставка в Музее – не дебют Серебрякова перед зрителем. Не стоит забывать, что на его счету уже три персональные выставки пленочной и цифровой фотографии. А сколько подготовленного материала еще ждет своего часа! Из пленочных работ Алексея я бы выделила серию, отснятую в путешествии на Кубу в 2013 году. Из той поездки он привез материал для целого проекта! Помимо готовой короткометражной ленты «Лица Кубы» несколько десятков цветных снимков. Поразительная чувствительность к тончайшим нюансам цвета, тяготение к цветовой гармонии, обретающей равновесие в перекличках цветовых акцентов, их ритмических отражениях, достойны внимания ценителей художественной фотографии. В числе черт, присущих фотографическому почерку Алексея, я бы назвала умение держать баланс, чувство равновесия в самом широком понимании – у него получается точно выбрать границы кадра, найти верную тональность в настроении, собрать сильную композицию. Даже экспериментируя со стилизациями, он старается избежать вульгарности. Несомненно, это идет от спорта – именно от силовых видов, где важно умение выбрать точку опоры, способность сохранять равновесие.
Будут представлены как традиционные для изобразительного искусства портреты и натюрморты, так и более сложные вещи – композиции, пейзажи, лишенные привычного набора видовых клише. Любителей всевозможных реконструкций порадуют портреты, стилизованные под разные эпохи, с героями в доспехах или традиционной этнической одежде, да и просто колоритные персонажи. В сериях современных портретов многие узнают известных людей, неожиданно выглядящих на амбротипах. Особенно хочется отметить работы, где в качестве объекта предстают рыхлые растительные формы и, казалось бы, незатейливые бытовые вещи. Если цветущее дерево и разрезанный гранат со сверкающими зернышками ни у кого не вызовут вопросов, то вот, например, куст репейника, капустная грядка или садовая бочка могут удивить неожиданно непривилегированным предметом, неброскостью. А между тем, эти работы предлагают совершенно особое оптическое наслаждение – вглядываться в мелкие детали знакомых форм, искать тонкости пластики, переливы серебристых тонов, погружаться в воссоздаваемые памятью и воображением глубоко индивидуальные ощущения. Подобные вещи мне кажутся наиболее интересными именно способностью вызывать мощные суггестивные переживания.
|
Текст: Валерия Рукавишникова
Фото: Алексей Серебряков
Комментарии (0)