Девятнадцатилетний криптохудожник из Миасса - один из первооткрывателей NFT в России, чей digital-art ценители искусства и криптоинвесторы со всего мира покупают за сотни тысяч рублей! В ноябре на ярмарке современного искусства Art1 в Челябинске представил коллекционный дроп «Порталы», а в декабре отправил цифровой аватар каллигрофутуриста Покраса Лампаса в метамир художника, раскрашенный в неоновые воксельные цвета.
В криптомир вы попали в пандемийный год. Расскажите, как это было?
Я скролил сторис в инстаграм и увидел, что Fvckrender продал свою работу на SuperRare за несколько тысяч долларов. Я ему написал. Он мне рассказал, что цифровое искусство продается как обычное. Мне повезло – мой друг из Челябинска понимает в крипте, и вкратце объяснил, как это работает. А дальше я сам начал разбираться. В арт и NFT-комьюнити все знают – я один из первооткрывателей NFT в России. Я когда залетал в сентябре 2020 года, там был только Степа Brickspacer. Мы с ним вдвоем эту тему изучали. Тогда в Google об NFT ни слова не было. Бум по всему миру начался в феврале этого года. А до этого я работал дизайнером на коммерческих проектах. Делал графику для фильмов и клипов у звезд, таких как Егор Крид, Rickey F, Egzod… Для себя тоже создавал работы, но нигде их не продавал.
Какой у вас бэкграунд?
Я – самоучка. Меня вдохновляет цифровой арт и digital-художники: Beeple, Fvckrender, мой друг Степан Brickspacer, Эдуард Михайлов, Покрас Лампас… Мне также нравится Бэнкси, который создает классическое офлайн-искусство. Он очень смелый чувак. Это впечатляет, как много шумихи Бэнкси наводит вокруг своих работ. (Улыбается.)
Возможности NFT-площадок для художника?
Благодаря NFT цифровое искусство стали ценить выше, поэтому цифровые художники теперь имеют возможность хорошо зарабатывать. Кроме того, появляется много друзей и связей. Входишь в сплоченное российское арт-комьюнити, где все друг друга активно поддерживают и помогают. В нашем сообществе есть художники абсолютно разных возрастов и бэкграунда. В NFT попробовать себя может любой. Бывают коллекционеры, как я, которые смотрят на качество арта, а не на имя, и покупают дроп, какие-то рандомные продажи. Художник может рисовать всего несколько месяцев, при этом талантливо, и продавать работы за несколько миллионов. Людей много, но попытаться определенно стоит.
Ожидали, что Momentum уйдет с аукциона почти за шестьсот тысяч рублей?
Когда я залетал в NFT – не ожидал, потом пошли большие продажи и вообще обалдел, а сейчас уже привык. (Смеется.)
Почему за криптоискусство готовы платить так много?
Вообще цена зависит от сложности дропа, от бэкграунда и скиллов художника, от его авторитета в арт-сообществе NFT. Банальный пример. Murat Pak, который четыре года назад был первым в мире в NFT. Этой весной он продал один серый пиксель в виде невзаимозаменяемого токена за 1,36 миллиона долларов. Просто потому, что это Murat Pak, и его искусство престижно иметь в коллекции. Обычно ценник определяет сам художник и на каждый находится свой покупатель. Я один из первых, поэтому есть доверие коллекционеров. Они знают, что я не использую махинации, чтобы реализовать свое искусство. У меня все работы продаются. Они стоят в среднем от 1,2 до 1,8 эфира (Ethereum, ETH – криптовалюта, форма цифровых денег, которая в основном используется на платформе Ethereum. ― Прим.Ред). А коллекционки – по 0,1 и 0,2 эфира. Например, серия «Порталы», которую показали на ярмарке современного искусства Art1. Это сейчас тренд. В ней много коллабораций с разными художниками. Они дропаются за маленький прайс, чтобы в будущем коллекционеры могли дороже их перепродать и на этом заработать. Все мое искусство связано с будущим и космосом. Я люблю интегрировать в реальность фантастику, а также яркие кислотные цвета. Мои покупатели – это в основном западные ценители искусства и криптоинвесторы.
Это правда, что на криптоплощадках у женщин чаще покупают искусство?
Это так. Больше картин продается у девочек. Может быть, потому что мужчинам всегда хочется поддержать женщин.
Продавать и покупать на NFT-маркетплейсах можно все, даже земельные участки для создания своей виртуальной вселенной. Что коллекционируете вы?
У меня есть небольшая коллекция искусства. В ней примерно пять-шесть работ по 0,1 и 0,2 эфиру. Одно из моих последних приобретений – абстракция. С детства люблю абстракции, потому что в них можно рассмотреть, что хочешь. Я когда ее увидел – сразу влюбился, даже на ценник не обратил внимание. Оказалось, что она стоит всего 0,1 эфир эквивалентно пяти сотням долларов. Я покупаю токенизированное искусство с намерением не перепродавать, а коллекционировать. Это как скины в CS:GO. Желание иметь виртуальный предмет при себе, потому что испытываешь глазной оргазм. Это также работает в NFT.
А ваши родители понимают, чем вы занимаетесь?
К искусству из семьи никто не близок. Моя мама стоматолог. Она до сих пор не понимает, как NFT работает, только знает, что мой арт дорого покупают. Я объяснил ей – это как в реальной жизни, когда находится коллекционер и приобретает картину только в цифровом формате.
Будущее искусство – каким оно будет?
Каждое поколение по-разному все делает, поэтому арт-рынок всегда будет развиваться. Вокруг NFT сейчас жесткая шумиха, и с каждым днем он все больше набирает обороты.
Текст: Кристина Высоцкая
Фото: Никита Елизарьев
Комментарии (0)