Врач акушер-гинеколог, заведующий отделением ультразвуковой диагностики Областного перинатального центра вместе командой врачей центра успешно провел уникальную операцию по спасению близнецов внутри утробы матери с редкой патологией нарушения кровотока у плода - фето-фетальным синдромом.
Династия
Моя мама, Мария Георгиевна Антонова, была медиком, тоже акушером-гинекологом. Всю жизнь работала в Копейске. На мой профессиональный выбор она оказала большое влияние. Как и я в дальнейшем - на своих сына и дочь. Правда, дочь поначалу не понимала, что ей надо быть врачом: была медсестрой, потом много лет работала косметологом, и только в двадцать пять лет поступила в мединститут. Сейчас пошла в ординатуру по УЗ-диагностике, а через два года вольётся в наши дружные ряды перинатологов. (Улыбается.)
Акушерство – выбор сильных
У нас дома всегда было много книг по акушерству и гинекологии, мне было интересно их читать. После института хотел стать анестезиологом, не получилось, но я и не жалею. Начал работать акушером-гинекологом в отделении патологии, да так и остался здесь. Потом УЗИ. Переливание крови. Фитальная хирургия.
Когда человек идет в акушерство и гинекологию, он не понимает, с чем столкнётся. Это жизнь и здоровье не одного человека, а двух человек и более. Я бы не советовал никому идти именно на эту специализацию, потому что невероятно тяжелый труд. Выдержит только очень сильный физически и морально человек, каким был я.
Диагностика – это опыт врача и возможности техники
Мы сами ничего не выдумываем, зависим от аппаратуры. Вот я завишу от УЗ-аппарата, у меня он 2014 года, а сейчас уже 2019-й. Государство обязано нам предоставить новый аппарат, но пока его нет. Хотя я и главный специалист, и заведующий отделением. Такие аппараты должны во всех кабинетах стоять, потому что все пороки, которые заподозрены, поступают в наше отделение, где мы их пересматриваем, перепроверяем и ставим окончательный диагноз. На нем основываются члены консилиума, принимая решение о дальнейших действиях.
Сложный случай – наша работа
Первая операция у нас была в 2012 году. Это была женщина из Озёрска, у которой случилось монохориальное многоплодие. Это когда на одной плаценте в полости матки поселились два близнеца. В самой плаценте есть сосудистые анастомозы, которые соединяют систему одного ребёнка и второго. Тот ребенок, у которого сердце получше бьётся, тот к себе и перекачивает основную массу крови. А у второго ребёнка – анемия, низкое количество эритроцитов, гемоглобина. Таким образом, у первого много жидкости, и ему тоже плохо. В итоге оба ребёнка погибают. Поэтому есть понятие – фитальная хирургия, то есть внутриутробная. Когда ребёнок находится в полости матки, мы делаем процедуры, которые ведут к спасению малышей. У той женщины из Озерска родились два мальчика.
Тогда же, благодаря министру здравоохранения был приобретен комплекс фитальной хирургии. В него входит очень дорогой лазер (в то время он стоил 119 тысяч евро!), эндоскопическая стойка, фитоскопы. Я ездил в Бельгию, обучался у специалистов. На первой операции было страшно. Но с помощью московских коллег мы ее провели. Детки выжили, растут, приезжают каждый год.
В такой сложной работе как внутриутробная хирургия важна надежная команда. У нас именно такая. Наша бригада – это Юрий Алексеевич (Семенов Ю.А. - главный врач перинатального центра, кандидат медицинских наук, номинант премии «ТОП50» 2017 года), я – ассистент с ультразвуком, Сергей Юрьевич Шумаков – мой сын, который тоже активно занимается фитальной хирургией, и доктор Владимир Сергеевич Матвеев. Бригада слаженная, операции высокой технологии. Выполняем все операции в области, помогаем коллегам из Екатеринбурга. Это самый высокий – третий - уровень оказания помощи беременным женщинам. Мы сделали уже более двухсот операций.
Многодетный доктор
Скольким детям я помог родиться? Это бессчетное количество… Но женщины, которым я помог, в основном, не приходят и не благодарят (да мне это и не нужно), и это нормально. У них родился ребенок, у них другие заботы, другая жизнь началась. Некоторые через какое-то время пишут - и хорошее, и плохое. У каждой своё мнение. Есть такое понятие, как предел метода. Есть даже предел метода ультразвука. УЗ – это параклинический метод, он применяется в акушерстве активно, потому что практически безвреден, если работает профессионал.
Юрий Александрович родился в Копейске. Семья Шумаковых – династия перинатологов уже в третьем поколении. По специальности акушер-гинеколог Юрий Шумаков работает уже более 37 лет. В настоящее время помимо руководства отделением ультразвуковой диагностики, трудится главным внештатным специалистом по перинатальной диагностике Министерства здравоохранения Челябинской области и является ассистентом кафедры «Онкологии, лучевой диагностики, лучевой терапии» ФГБОУ ВО ЮУГМУ. В 2007 году им были разработаны концепции развития перинатальной диагностики в Челябинской области. В его отделении активно внедряются и осваиваются высокие технологии в перинатальной диагностике и антенатальной хирургии. В 2008 году, впервые в Уральском Федеральном округе, освоена и внедрена операция внутриутробной внутрисосудистой гемотрансфузии плодам с иммуноконфликтом.
Текст: Надежда Пулкина, Наталья Иваненкова
Фото: Катерина Демидко
Электронную версию журнала Вы можете посмотреть здесь.
Комментарии (0)