Заслуженный работник культуры РФ, почетный профессор ЧГИК. На протяжении тридцати семи лет являлась балетмейстером-репетитором в Челябинском театре оперы и балета имени М.И. Глинки. Поставила хореографические сцены для более двух десятков спектаклей, в том числе, «Аида» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Алеко» С. Рахманинова, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Во время войны выступала с концертами в госпиталях и перед солдатами, уходящими на фронт. За это награждена медалью «За доблестный труд».
Как встретили новость о начале войны?
Мне было тринадцать лет. Я училась в школе в Горьком (ныне Нижний Новгород. – Прим. ред.), куда отца перевели работать незадолго до начала военных событий. Помню, как выбежали из класса на улицу и стали кричать: «Ура! Война началась!». В небе пролетал самолет, а мы летчику в ответ машем, не понимая, что это немец. Через пару дней пришло страшное осознание, когда начали получать похоронки. Я услышала не плач, а вой женщин, который доносился из соседних деревень. Спустя время нас переселили из школы, которую объявили госпиталем, в церковь. Учились в три смены, а после занятий ходили в лазарет, там стирали бинты, выносили судна, писали письма. Я уже поступила в хореографическое училище, поэтому также выступала с труппой перед ранеными. Вся семья работала: папа рыл окопы, мама трудилась на автозаводе, сестра боролась с сыпным тифом в деревнях. Город все время бомбили, немцы пытались уничтожить мост через Оку и автозавод, но ни разу не попали.
Не было обидно, что детство проходило во время бомбежек, среди раненых, слез и боли?
Я воспринимала это как данность. Кроме того, некогда было об этом думать. К восьми утра уходила в хореографическое училище на занятия, затем шла в школу, потом – на репетиции, а вечером проходили концерты. Дело в том, что мое становление личности прошло в государстве, где общественная деятельность была обязательной. Это было поколение, где мы, дети, считали себя взрослыми.
В одном из интервью вы сказали: «Война сформировала мою внутреннюю привязанность к хореографии». Что послужило этому: события, знакомства с людьми, опыт?
Когда началась война, в училище стали преподавать эвакуированные из Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр. – Прим.ред.) педагоги и артисты. Делали они это в традициях ленинградской школы. И когда артисты уходили на фронт с бригадами, мы были готовы их заменить, знали от последней линии кордебалета до партии солистов. Вот сейчас я пишу статью о Мариусе Петипа, которому в этом году исполнилось двести лет со дня рождения, и все время оглядываюсь в прошлое. Кроме того на войне я осознала ценность выбранной профессии. Эта была благодарная публика: солдаты просили выступить на бис и одаривали нас шоколадом.
В 1948 году продолжила учиться в Ленинграде. Образование оказалось настолько сильным, что не воспользоваться этими знаниями было невозможно. Это помогло, когда в двадцать три года я стала руководителем балета в Донецке (тогда Сталино. − Прим. ред.)
Также вы трудились в лагере вожатой у детей, чьи родители воевали или погибли на войне. Что дал этот опыт?
Собственное эмоциональное взросление и познание ребенка. Во время войны вместе с одноклассниками меня отправляли в деревню трудиться на поля, пасти свиней, строить овощехранилище, так что страха перед работой не было.
А рассказывали сыну – известному историку - о пережитом?
С сыном у меня близкая духовная связь, чтобы не быть голословной... (Показывает новую книгу Игоря Нарского под названием «Как партия народ танцевать учила, как балетмейстеры ей помогали, и что из этого вышло». – Прим. ред.) Он посвятил ее родителям, кроме того, почти соавтором меня считает. А вот школьное сочинение правнука, в котором он пишет, что для него героем является прабабушка. Война – неотъемлемая часть нашей семейной истории.
В Челябинске как оказались?
Владимира Павловича (Нарского, в прошлом солист балета и балетмейстер. – Прим. ред.) пригласили в Челябинский театр оперы и балета имени Глинки и предоставили квартиру. Я, конечно, думала, что перееду черт-те куда. (Смеется.) В 1961 году и меня позвали в театр в качестве педагога-хореографа. Я одна вела репертуар, в котором был двадцать один балет! Потом стала преподавать в только что открывшейся академии искусств, где работаю и сегодня.
С каким чувством вспоминаете время работы в театре?
С чувством колоссального удовлетворения. Артисты перетанцевали все классическое наследие. Я умела достучаться до внутреннего состояния танцоров. Выходили три принца, и один не похож на другого.
Вы с мужем вместе шестьдесят три года. Не бывает скучно друг с другом?
Нас все время об этом спрашивают. Никогда не было скучно! Ведь что такое любовь? Озарение. Влечение в самом начале постепенно переходит в потребность находиться рядом с партнером. Важно быть друзьями, понимать друг друга, иметь общее дело. Супруг всегда умел найти ценность в моей работе, был моим рецензентом. Я считаю, у человека должен быть надежный тыл, и студентам объясняю, что без этого не построить успешной карьеры.
Комментарии (0)