Артистка Челябинского театра современного танца под управлением Ольги Пона, неоднократного номинанта премии «Золотая маска», впервые выступает режиссёром по пластике в экспериментальной постановке Молодёжного театра «Душа подушки».
Как вы определяете для себя – в чём суть современного танца?
В современной хореографии общепринятых законов нет. Автор сам решает, синтезирует ли он разные виды искусства, или же работает только с телесностью. Суть одна: первостепенен танец, тело – главный язык повествования. Современная хореография изменчива. Здесь все идет изнутри. Бэкграунд танцовщика прослеживается и в абстрактных работах, и в спектаклях с «историей».
Могут ли настроение, особенности характера помешать стать танцовщиком?
Помешать может только плоскость восприятия: когда я думаю, что может быть только так, и не принимаю всё, что иначе. Лень мешает. Оценка. Я за то, чтобы не оценивать и никому ничего не доказывать. Просто делать, развиваться, анализировать. Нужно понять, что у тебя получается хорошо, а над чем нужно еще работать. Относительно настроения – это индивидуально. Лично на меня оно влияет: от этого зависит продуктивность работы.
Как вы пришли в танцевальную сферу и в труппу Ольги Пона?
В семь лет я поступила в хореографическую школу. Было трудно. Но сложность и подкупала. Детской мечты стать балериной не было. Любовь к танцу, осознанный выбор профессии произошли позже, в подростковом возрасте. После окончания школы я продолжила обучение в Екатеринбурге, в Гуманитарном университете на факультете современного танца. Об Ольге Пона знала давно, но за творчеством труппы начала наблюдать с 2013 года. К ней в театр попала после того, как окончила университет. Мне была интересна их особая техника движения, сложнейший партнеринг.
Важнее чувствовать, что ты делаешь, нежели смотреть и пытаться повторять то, что тебе показывают
Расскажите о спектакле «Несинхронно», с которым в марте театр современного танца был на гастролях в Германии и Швейцарии. Сложно ли было перейти с языка тела на вербальный способ общения с аудиторией?
Мне было нетрудно говорить свой текст. Может, потому что уже был подобный опыт в других проектах, когда нужно было не только танцевать. Кому-то было сложнее себя преодолевать. Мы же танцовщики, мы говорим телом. Текст, который написала каждая артистка, потом осмыслялся, редактировался. По сути, это личные переживания Ольги Николаевны (Пона. – Прим.ред.) и наши мысли. Где-то художественный вымысел, где-то правда. Чаще, конечно, я говорю о себе, хотя иногда бывают внутренние несоответствия.
«Душа подушки» в Молодёжном театре – это первый опыт работы с драматическими актёрами?
В Екатеринбурге я участвовала в постановке спектакля в Центре современной драматургии, но делала только отдельные пластические сцены, зарисовки. Так, чтобы вникать от начала до конца, простраивать весь спектакль, я работаю впервые. Пьеса мне близка. Одна из мыслей там: «Важно не где мы, а с кем!». Так и есть. У меня сейчас период борьбы с собой: живу любимым делом, работа в радость, но бесконечно скучаю по людям, с которыми связана духовно, с которыми готова обсуждать какие-то темы днями и ночами. «Душа подушки» – это отчасти про меня.
Как работали с актёрами?
Начинали с отработки принципов движения, пластических сцен. Мне нужно было дать актёрам ключи, по которым потом они смогут свободно двигаться. Это не заученные комбинации. Мне, как хореографу, нужно было раскачать их тело, дать им свободу, уверенность в том, что неестественно, некрасиво – это тоже хорошо, это нормально. Также я даю задачи на группу, ребята их выполняют, мы смотрим, что получилось, и либо используем это, либо нет.
Как вы с режиссёром Александром Черепановым искали форму для воплощения замысла спектакля?
Режиссёр высказывал пожелания, я думала, как это реализовать. В процессе что-то менялось. Когда действие не застроено на сто процентов из комбинаций, а получается как бы плывущим внутри, то и актёры, и танцовщики включены в процесс, подключены друг к другу. Тогда за ними интересно наблюдать, потому что они всегда думают о том, что делать дальше. Современный танец – это не развлекательная программа, не шоу. Как правило, линейное действие здесь не выстраивается. В большей степени это коллаж, и искать там причинно-следственные связи не стоит. Хотя найти внутренние отклики и простроить свою историю всегда приятно, так и должно быть.
Светлана Новикова – автор спектакля «Вольный» Челябинского театра современного танца. Совместно с другими артистами ЧТСТ работала над постановкой хореографии в спектакле Ольги Пона «Несинхронно». В качестве педагога-хореографа занимается с учащимися коллектива «Станция Детская». В этом году впервые сотрудничала с итальянским балетмейстером-хореографом Риккардо Бускарини (премьера – 21 мая на площадке Челябинского драмтеатра). Его предыдущий проект «Шёлк», реализованный совместно с артистами ЧТСТ, был номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска».
Премьера 23, 24 марта и 6 апреля
Молодежный театр
«Душа подушки»
Эта история случилась в детской комнате, пока там никого не было. Сон стал реальностью. И началась сказка. О каждом из нас. О том, как мы любим и боимся, как верим в мечту и ждём чуда.
Главный герой спектакля – такой же, как все, и всё же… другой. С чистой душой и добрым сердцем. С гречкой вместо пуха. Он придёт к каждому, кто не боится быть собой и готов что-то поменять.
Режиссёр-постановщик – Александр Черепанов
Художник-постановщик – Антон Сластников
Художник по костюмам – Константин Михайлов
Художник по свету – Антон Сластников
Режиссёр по пластике – Светлана Новикова
Текст: Екатерина Сырцева
Редактор: Валерия Рукавишников
Фото: Александр Селедчик, Павел Ребрук, Глеб Махнев, Андрей Ткаченко, Михаил Морозов
Комментарии (0)