Сегодня вечером в Музее Москвы прошла церемония награждения победителей конкурса в области современного визуального искусства; вручаемая при поддержке Министерства культуры РФ «Инновация» является одной из двух наиболее престижных отечественных арт-премий, наряду с финансируемой частным бизнесом премией Кандинского.
Главный приз — премию за «Лучшее произведение визуального искусства» — получил проект «Что этим хотел сказать художник?», представленный в ММСИ известным концептуалистом Юрием Альбертом в соавторстве с куратором и критиком Екатериной Дёготь: революционный принцип экспозиции заключался в том, что сначала были выставлены тексты и прочие высказывания других критиков, художников и других вовлеченных персон, интерпретирующих и комментирующих творчество художника, которые в течение месяца постепенно заменялись собственно произведениями Альберта, созданными с начала 80-х по сегодняшний день: живописью, рисунками, текстовыми работами, инсталляциями, видео- и аудио-проектами, документацией перформансов.
В этой номинации с Альбертом и Дёготь конкурировали: Андрей Кузькин за серию из пяти лаконичных экзистенциальных видео под общим названием «Мир»; московский «психоделический» младоконцептуалист Ростан Тавасиев, показавший в петербургской Anna Nova Gallery своих любимых героев-объектов — плюшевых игрушек, которые для проекта «Все сложно...» обзавелись аккаунтами в социальных сетях; петербургский серьезный левый художник Илья Орлов, устроивший в AL Gallery тотальную инсталляцию, призванную спровоцировать дискуссию о месте интеллигенции в сегодняшнем российском обществе; а также последний прижизненный проект трагически погибшего год назад Владислава Мамышева-Монро — серия постановочных фото в жанре fashion show «Полоний», сделанная по следам одноименного спектакля в «Политеатре», в котором художник-перформер сыграл персонажа шекспировской трагедии. Творческий вклад Влада Монро в современное искусство был посмертно отмечен специальной премией жюри «Инновации».
Премию за лучший кураторский проект получила одна из главных отечественных галеристок и культуртрегеров Елена Селина за титаническую выставку «Реконструкция», в двух частях показанную в фонде «Екатерина»: проект, посвященный бурной московской художественной жизни 90-х годов, включал как аутентичные произведения и проекты, так и реконструированные — от феминистской выставки Людмилы Горловой до инсталляции Дмитрия Гутова, состоявшей из нескольких тонн подмосковной жидкой грязи. «Инновация», адресованная региональным проектам, уедет в Краснодар: жюри не могло не отметить невероятную выставочную и институциональную активность группировки ЗИП и сложившегося вокруг них круга молодых кубанских художников, основавших Краснодарский Институт Современного Искусства (КИСИ) и организовавших отчетную ретроспективу «Линии на плоскости». Премию в номинации «Новая генерация», на которую претендовали почти сплошь вчерашние студенты Школы имени Родченко, получила Саша Пирогова за видеофильм «БИБЛИМЛЕН». Из пяти очень разных номинированных текстов о современном искусстве наградили Дмитрия Булатова, составителя уникальной в отечественном арт-контексте антологии «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии», сборника статей и исследований о science art, технобиологическом искусстве и других футуристических трендах.
Комментарии (3)