18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

ТОП 50. Виктор Орлов и Павел Ковалев

наука

Виктор Орлов и Павел Ковалев

Бывшие однокурсники восемь лет разрабатывали серию высокопрочных сталей для нефтегазодобывающей отрасли. Результат совместного труда – абсолютно новые материалы и прошлогодняя президентская премия в области науки и инноваций.

 

Как вы решили стать учеными?

Павел: Сначала я, как и все мальчишки, хотел стать космонавтом. Потом танкистом. Затем я мечтал о карьере футбольного комментатора: сам играл в футбол и представлял, как красочно и экспрессивно буду описывать события на поле. Научную стезю я выбрал позже, когда учился в университете, — процесс познания стал завораживать меня не меньше, чем трансляции матчей.

Виктор: В моей семье все технари, поэтому ни олигархом, ни космонавтом я быть не собирался. Хотел стать хорошим специалистом, и можно сказать, мечта осуществилась.

Давно работаете вместе?

Павел: Мы оба учились в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, на одном потоке, но в разных группах. Виктор — в группе металловедов, а я — сталеплавильщиков. Специальности у нас смежные и направлены на решение почти аналогичных задач. Производство стали — это базовый этап, на котором закладываются основные характеристики готовой продукции. Впоследствии прокатчики и металловеды доводят их до ума, придают металлу окончательный комплекс свойств.

Как вы придумали наносталь?

Виктор: Как и в любой серьезной работе, ничто не возникло из воздуха. ЦНИИ КМ «Прометей» развивает эти технологии с середины 1980-х годов. Однако тогда в России не было ни оборудования, ни необходимости в материалах с таким комплексом свойств. Сейчас потребность огромна: ресурсы на суше истощаются, и конкурировать приходится в Арктике.

Какие свойства разработанной стали делают ее уникальной?

Павел: Изначально ставилась задача создать материал, имеющий преимущества перед зарубежными марками. Нам удалось получить образцы стали, не уступающие по качествам. Основная цель была обеспечить повышенные прочностные характеристики металла, а также длительную работоспособность в агрессивных средах: условия разведки, добычи и транспортировки нефти и газа в Арктике крайне тяжелы. И благодаря поддержке Министерства образования и науки и ОАО «Северсталь», которые разделили финансовые риски, эта цель была достигнута.

Виктор: Для современных материалов важны не отдельные свойства, а их сочетание. Обычная сталь разрушается уже при минус сорока. Разработанные нами материалы остаются такими же надежными даже при пятидесяти градусах мороза: гигантская сварная конструкция подвергается ветровым, ударноволновым нагрузкам, истирающему воздействию соленого льда. Срок эксплуатации стали не меньше тридцати пяти лет, а стоит она дешевле, чем зарубежные аналоги.

Заводы были готовы к новым материалам?

Павел: Наша сталь содержит минимальное количество вредных примесей и неметаллических включений. Чтобы в промышленных условиях получить то, что удалось нам в лаборатории, потребовалась долгая, кропотливая работа. В том числе и по оптимизации технологий производства.

Виктор: Все знают, как производят сталь. Классический вариант: выплавляют, потом прокатывают и подвергают термообработке — закалке и отпуску, обеспечивая требуемые свойства материала. Но есть и другой вариант, когда создание формы материала и достижение необходимых свойств происходят в один цикл. Это называется технологиями термопластической обработки, в мире они известны с 1960-х годов. Они позволяют сделать продукт более дешевым. Сложность только в одном: все характеристики материала должны быть получены с первого захода, исправить результат невозможно. Соответственно, такая технология требует серьезных фундаментальных исследований в цепочке «состав стали — технология производства — комплекс достигаемых свойств».

Эти стали уже используются?

Виктор: Они получили широкое применение в проектах морской ледостойкой платформы «Приразломная» и в системе магистральных трубопроводов Бованенково — Ухта.

Ваш медиауспех влияет на дальнейшую работу?

Виктор: Наука — это все-таки не шоу-бизнес, где нужно постоянно быть на виду. Конечно, приятно, когда работа института и всех участников этого масштабного и интересного проекта оценена на самом высоком уровне. Надеюсь, это была не последняя наша разработка, позволяющая обеспечить технологический прорыв в отечественной металлургии. Будем работать дальше.

Павел: Я достаточно спокойно отношусь к успеху, мне нравится общаться с журналистами. Считаю, что публичность должна приносить пользу. Чем более открыты будут ученые, тем больше люди будут знать о том, что происходит в отечественной науке.

Как вы распорядились премией, если не секрет?

Павел: Я работал в команде, поэтому половину премии отдал коллегам, решив их отблагодарить. А другую половину потрачу на улучшение жилищных условий.

Виктор: Для молодой семьи это самое важное.

Фото: Иван Куринной

Интервью: Мария Элькина

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)