Этой весной победитель конкурса «Новые имена в дизайне» журнала «Собака.ru» 2013 года Артем Шумов с успехом представил на Aurora Fashion Week Russia мужскую коллекцию собственного бренда Artem Shumov, реконструировал чемпионскую форму советских времен по заказу футбольного клуба «Зенит» и выступил художником по костюмам балета Ильи Живого Adulte, показанного в Мариинском театре.
Давно вы переехали из Уфы?
Девять лет назад, в четырнадцать. Еще в детстве решил, что буду учиться в Петербурге, потому что в моем городе дизайн одежды толком нигде не преподают. Правда, сперва я хотел водить большой желтый автобус, но уже в четыре года всем говорил, что буду модельером. Родители абсолютно не связаны с модой, хотя дед был сапожником, и до одиннадцатого класса они не воспринимали мое увлечение всерьез. Да и сейчас папа про мои показы спрашивает: «Ну как прошла выставка?»
Родители бывали на ваших дефиле?
Мама приезжала на первое, которое проходило в рамках LMA Presents на Aurora Fashion Week Russia, а на осень-зиму 2014/2015 — уже нет. Да я и не вижу в этом смысла, они делаются для определенной публики, и вообще, есть два важных показа: первый и в Париже. В целом, у меня очень доверительные отношения с родителями, я делюсь с ними своими планами и переживаниями. Мой переезд в Петербург нас не отдалил.
Расскажите про учебу в Университете технологии и дизайна.
Я тогда очень много шил помимо учебной работы — брал частные заказы, сидел за машинкой и строчил друзьям друзей. Хотя это самое неприятное — делать вещи для друзей. Денег ты с них не возьмешь, а работая бесплатно, на сто процентов не выложишься. Я почти сразу понял, что Петербург — это город бартера. Мне кажется, именно он и губит моду: дизайнер должен создавать продукт, фэшн-фотограф — снимать лукбуки, и оба они должны получать за это. Иначе мы будем работать за яблоки и далеко не уйдем. Моя первая практика прошла в модном доме у Лилии Киселенко. Она для меня как первая любовь. Знаете, в универе мне говорили, что все, что я делаю, — полное говно. А у Лилии Павловны я смог вернуться к своим детским представлениям о моде, смог поверить в себя. Около двух лет я проработал у Татьяны Парфеновой, мне дали попрактиковаться в роли конструктора. Что меня потрясло в работе с Татьяной Валентиновной, так это ее всесторонняя эрудиция и глубина погружения в материал. Она в первую очередь художник. Еще была стажировка у Вики Газинской, мы сотрудничали с ней лишь месяц, в течение которого было много стрессовых ситуаций, но благодаря этому опыту я закалился.
Как вы себя позиционируете — как мужского или женского дизайнера?
Я делал женскую линию, особенно во время учебы, — в университете, по сути, только ее и преподавали. Кроме того, женские ткани дешевле, а пошив гораздо проще. Короче, это было выгоднее. В определенный момент я накопил денег, купил ткань для мужской одежды, собрал команду и начал работать. Моя лирическая героиня очень женственна, а вот герою важен комфорт. Пример — туфли, ведь только девушка может купить красивые, но неудобные туфли и проходить в них весь день.
Комфорт исключает сексуальность?
Нет, почему же. Мужчина в моей одежде ощущает комфорт, но при этом не выглядит асексуально. Формула моей работы: комфорт и мода. Хотя в российских реалиях говорить о «модности» не приходится — у нас нет индустрии.
Это все твердят как заклинание. А почему ее нет?
Потому что нет покупок. Индустрию определяют только циркулирующие в ней деньги, сколько бы талантливых дизайнеров на душу населения ни было. Мы должны купить ткани, оплатить работу портных, заплатить за аренду помещения и так далее. Мы же не чистым искусством занимаемся, это бизнес. Магазины трусят взять на себя ответственность и закупить вещи молодого дизайнера — это безумный отстой, который тормозит весь процесс.
У вас в одном из интервью было высказывание, сопоставимое с манифестом: «Масс-маркет — неуважение к себе».
Со мной произошел случай: один человек открыто, в лицо, высказал другому, что не уважает его. При этом я обратил внимание, что они были одеты в вещи из одного масс-маркета, а ведь одежда — прямой ретранслятор твоей внутренности.
А причем тут масс-маркет? Если такая же ситуация происходит с людьми, одетыми в вещи от Тома Форда или Миуччи Прады?
Даже не знаю. Может, я как-то сложно выражаюсь. Я вообще считаю, что не должен давать вам сейчас интервью и уж тем более номинироваться на премию «ТОП 50». Это нужно делать тогда, когда тебе за сорок и ты многого добился.
Но вы тоже многого достигли, в двадцать пять лет сделали большой проект для «Зенита».
Ой, я всего лишь восстановил старую форму. Так получилось, что в этом году юбилеи всех крупных побед футбольного клуба — 1944, 1984 и 1999 года. Я работал со специалистом, который занимается музеем команды, и мы вместе сделали этот проект. Образцы формы наряду с моделями представили футболисты Юрий Лодыгин и Мигель Данни в рамках Aurora Fashion Week Russia, а сейчас они выставлены в музее «Зенита».
Обсудим ваше сотрудничество с Мариинским театром.
С молодым хореографом Ильей Живым мы познакомились на съемке у Полины Твердой и Марины Кацубы, он позировал и выполнял па в одежде моего бренда. В ней было легко двигаться, Илье понравилось, и он предложил сделать свою постановку с моими костюмами. Оказалось, что сцена и носибельная одежда — два противоположных полюса. Я сидел в зале и, глядя на артистов, твердил про себя: «Только бы не порвалось!»
С кем из дизайнеров вы дружите?
Со многими общаюсь, а вот с Сананом Гасановым дружу — у нас сходятся мысли. Сейчас он уехал учиться в Антверпен, и я вижу, как его отношение к работе перестраивается, он качественно меняется. Скоро, кстати, и я уеду.
Куда собираетесь?
В Азию. Зарабатывать в Петербурге не очень получается. Скажу честно: сам себя я еще не называл дизайнером. Я вроде бы и дизайнер, а вроде и конструктор. Ой, все это бла-бла-бла, мне просто по кайфу и я развиваюсь.
Дизайн для вас хобби, работа или вообще жизнь?
Из того, что вы перечислили, слово «жизнь» самое подходящее.
Текст: Михаил Стацюк
Фото: Артем Усачев
Продюсер: Сергей Исаев
Стиль: Артем Шумов
Визаж: Анна Маркова
Модели — модельные агентства LMA (Lukovsky Model Agency), Select Deluxe
Комментарии (0)