18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Живопись, графику и скульптуры Петрова-Водкина, Кустодиева и других художников-неоклассицистов покажут в Русском музее

Экспозиция посвящена крупнейшему наряду с авангардным движением направлению в отечественном искусстве начала XX века, оказавшему существенное влияние также на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь.

Казимир Малевич, Автопортрет ("Художник"). 1933 год
Русский музей

Казимир Малевич, Автопортрет ("Художник"). 1933 год

Василий Шухаев и Александр Яковлев, "Автопортрет. Алекин и Пьеро". 1914 год
Русский музей

Василий Шухаев и Александр Яковлев, "Автопортрет. Алекин и Пьеро". 1914 год

Кузьма Петров-Водкин, "Мать".1915 год
Русский музей

Кузьма Петров-Водкин, "Мать".1915 год

В рамках выставки «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России», которая откроется в Русском музее в июне, представят живопись, графику и скульптуры из собрания Русского музея авторства Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Яковлева, Василия Шухаева, Георгия Нарбута, Сергея Чехонина, Сергея Коненкова, Александра Матвеева, Ивана Фомина, Александра Самохвалова и других мастеров неоклассицизма — направления, представители которого стремлении создать «большой стиль» обращались к высоким традициям культуры античности, эпохи Ренессанса и классицизма.

Зинаида Серебрякова, "Карточный домик". 1919 год
Русский музей

Зинаида Серебрякова, "Карточный домик". 1919 год

Валентин Серов, "Похищение Европы". 1910 год
Русский музей

Валентин Серов, "Похищение Европы". 1910 год

Юлия Оболенская, "Коктебель. Гора Сюйрю-Кая". Около 1913 года
Русский музей

Юлия Оболенская, "Коктебель. Гора Сюйрю-Кая". Около 1913 года

Как рассказали в Русском музее, расцвет неоклассицизма в России конца 1900-х — начала 1910-х годов, совпавший со строительным бумом перед Первой мировой войной, преобразил не только сотни больших и малых городов, но и дворянские усадьбы. В то время вновь стала актуальной идея синтеза искусств: зодчие не мыслили свои сооружения без скульптуры и монументальной живописи.

«В этой сфере активно работали живописцы Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Игнатий Нивинский, Александр Яковлев и Василий Шухаев, Николай Тырса, Владимир Конашевич, а в последний год своей жизни и Валентин Серов. Подлинный расцвет скульптура неоклассицизма пережила в творчестве Сергея Коненкова и Андрея Матвеева. Множество зданий Петербурга, возведенных в начале ХХ века, своими скульптурами и рельефами украсил Владимир Кузнецов», — отмечают в музее.

Василий Шухаев, Александр Яковлев. Автопортреты ("Арлекин и Пьеро"). 1914 год, фрагмент
Русский музей

Василий Шухаев, Александр Яковлев. Автопортреты ("Арлекин и Пьеро"). 1914 год, фрагмент

Константин Сомов., "Портрет М.Г.Лукьянова". 1918 год
Русский музей

Константин Сомов., "Портрет М.Г.Лукьянова". 1918 год

Крупнейшим образцом осуществления неоклассической программы в монументальном искусстве предреволюционной поры стал Казанский вокзал в Москве. Его строители привлекли к проектированию монументальных композиций, призванных украсить интерьеры вокзала, целую плеяду мастеров «Мира искусства» — Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову, Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Павла Кузнецова.

«Художники, работавшие над эскизами росписей и панно, полагали, что вновь возвращается эпоха «высокого стиля», эпоха Джованни Баттиста Тьеполо и Антонио Перезинотти, великих монументалистов XVIII столетия. Однако вследствие революционных событий 1917 года и Гражданской войны ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован», — рассказали в Русском музее.

Выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» с 29 июня по 11 сентября 2023 года в Русском музее, Корпус Бенуа.

16+

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)