18+
  • Город
  • Город
Город

Натали Дессей исполнила романсы на Международном зимнем фестивале «Площадь искусств»

Одно из главных событий культурной жизни Петербурга, Международный зимний фестиваль «Площадь искусств», прошел в семнадцатый раз – и второй раз при поддержке компании «ЛенСпецСтрой».

Натали Дессей

Французская дива, обладательница высокого колоратурного сопрано всегда могла похвастаться необычайно широким репертуарным диапазоном — от барочной музыки Баха до оперетт Оффенбаха. Несколько лет назад она ушла из оперы, но не со сцены — сосредоточилась на камерно-вокальном жанре и открыла новые грани своего таланта. На XVII Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств» она исполнила романсы австрийских, немецких и французских композиторов и Анданте Глиэра.

Как вы выбираете репертуар?

О, я ничего не выбираю. Люди сами приходят ко мне и предлагают что-то спеть. Это намного проще и удобнее. Например, два года назад мой директор пришел ко мне с замечательным монологом Говарда Паркера — его впервые ставили на французском. Мы выступили с ним уже около тридцати раз и собираемся повторить этот тур. А в следующем году я буду играть в пьесе Стефана Цвейга — его единственной пьесе «Легенда одной жизни» — это тоже будет первая постановка на французском.

С «Площадью искусств» была аналогичная ситуация?

Меня изначально попросили исполнить что-то русское, и я была очень смущена тем, что не было времени разучить новые тексты, с которыми я еще сюда не приезжала. Обычно мне в этом помогает моя подруга и наставник Стелла Григорян, солистка Венской оперы. Она родом из Тбилиси, но училась в России и прекрасно говорит по-русски, без намека на грузинский или армянский акцент. К сожалению, в этот раз мы не смогли увидеться, поэтому мне не удалось подготовить новые русские романсы, и я исполняла произведения Шуберта, Брамса, Штрауса, Форе, Пуленка, Дебюсси, а в завершение вечера — Анданте из Концерта для колоратурного сопрано с оркестром Глиэра — в нем вообще нет слов, и это просто. (Смеется.) Но в следующий раз я обязательно приеду с чем-нибудь свежим. Я рада каждой возможности побывать в Петербурге, обожаю этот город. Знаете, я ведь даже хотела выучить русский, чтобы чаще тут бывать. Но, кажется, уже не в этой жизни. Может быть, в следующей. Или на пенсии, когда у меня будет много времени и денег, чтобы посвятить себя этому.


Я даже хотела выучить русский, чтобы чаще бывать в Петербурге

В этот раз — и не впервые — вашим партнером по сцене был пианист Филипп Кассар.

Для меня огромная честь работать с ним. Приятно, что у нас одинаковый вкус в музыке, и наше сотрудничество всегда очень обогащает. Кстати, в марте мы с ним выпускаем альбом Шуберта.

Какие еще проекты для вас сейчас актуальны?

Совсем недавно я выпустила альбом Pictures of America. Он состоит из двух дисков — на первом я читаю текст, написанный французским поэтом Клодом Эстебаном, но это не поэзия, это истории, что рождаются у него в голове, когда он смотрит на картины Эдварда Хоппера, которые очень любит. На втором я пою песни из Great American Songbook, которые у меня ассоциируются с полотнами Хоппера, — On a Clear Day, I Feel Pretty, I’m a Fool to Want You, Send in the Clowns, Detour Ahead, Around Midnight, Two Lonely People и другие. На обложке пластинки мы, что логично, воссоздали сюжет одной из картин Эдварда Хоппера. Если вы раньше слышали только арии в моем исполнении, на этом альбоме вы меня просто не узнаете — я пою в джазовом стиле (я вообще очень люблю джаз), более низким тембром, это не мой оперный голос — это мой настоящий.
А весной увидит свет моя новая пластинка с Мишелем Леграном — альбом «Необычная жизнь обычной женщины», который рассказывает о женской судьбе от самого рождения и до смерти. Наш предыдущий совместный проект «Между ней и ним» был очень успешен во Франции, этот будет еще грандиознее. В записи принимали участие большой оркестр на восемьдесят человек и джаз-секция. Все плачут, когда впервые слышат этот альбом. Я давно и хорошо знаю Мишеля, у нас с ним прекрасные отношения, хотя он непростой человек, очень вспыльчивый. Поработав с ним однажды, сложно найти кого-то, кто будет соответствовать этой планке. Он гений. И он жив.

Про кого еще можно это сказать?

Возможно, есть гении среди нас, но я их не знаю.

Кто из русских композиторов вам особенно нравится?

Чайковский. Рахманинов. Прокофьев. Стравинский. Метнер. Обожаю его и хочу получше исследовать.

Вы говорили, что у Чайковского вам особенно симпатична опера «Евгений Онегин» и, в частности, Татьяна Ларина. У вас с ней есть что-то общее?

О, нет, ничего. Именно поэтому я люблю ее. И еще я люблю Онегина, это такой необычный для оперы персонаж — самоуверенный денди, который считает себя таким искушенным и умным, а в конце понимает, что прожил свою жизнь впустую. И это мне нравится! Русская трагедия! (Смеется.)

Дмитрий Астафьев

Президент группы компаний «ЛенСпецСтрой», академик РАЕН, доктор технических наук, профессор, он известен не только как ученый и управленец, но и как ценитель искусств и меценат. В творческом портфолио — сотрудничество с Михайловским театром и Филармонией.

Помните свое знакомство с вокалом Натали Дессей?

Да, оно было случайным, но очень приятным. Лет пять назад мы с семьей поехали в Вену послушать Хворостовского — мы очень любим «театральный туризм» и, если в Европе выступает какой-то интересный исполнитель, стараемся попасть на его концерт. Дмитрий играл Жоржа Жермона в «Травиате», а Виолетту Валери — Натали. Ее исполнение нас покорило. «Травиату» можно ведь подать или слишком целомудренно, или скатиться в пошлость. Дессей удалось найти золотую середину. Она не только великолепная певица, но и прекрасная актриса с огромным артистическим обаянием. Неудивительно, что запись той постановки очень популярна в Интернете.

Какой концерт этого фестиваля вам запомнился больше всего?

Запомнилась сама атмосфера.

Выделить Прокофьева, Шостаковича или Чайковского?

Это контрпродуктивно.


На концерты, которые мы поддерживаем, приезжают зрители со всей России

Выбирать между Владимиром Спиваковым и Денисом Мацуевым?

Абсурдно. Мне понравилась идея Темирканова соединить несоединимые, казалось бы, вещи. Джаз на сцене Филармонии — дело, конечно, хорошее, но в рамках фестиваля классической музыки он раньше не звучал. Однако программа-сюрприз Мацуева и его друзей была совершенно органична. А на закрытии фестиваля он солировал во Втором фортепианном концерте Прокофьева — это сложнейшая вещь, требующая филигранной техники.

Пожалуй, именно его выступление меня потрясло больше всего. Как складываются ваши отношения с Филармонией?

Мы уже три-четыре года сотрудничаем и успели подружиться за это время. У нас появились свои традиции: в декабре мы выступаем генеральным спонсором фестиваля «Площадь искусств», в апреле поддерживаем приезд какой-то приглашенной звезды — пианиста, дирижера, вокалиста, потом спонсируем закрытие летнего сезона и летнего фестиваля.

Кто может претендовать на роль такой звезды?

Юрий Хатуевич подбирает интересных исполнителей и дирижеров, которые редко бывают в Петербурге, по которым публика соскучилась. Например, в прошлом году на концерт дирижера Шарля Дютуа зрители приезжали даже из других городов — это было событие не только петербургского, но и российского масштаба. На всех наших концертах мы видим известного профессора Аскара Акаевича Акаева, бывшего президента республики Кыргызстан, в изгнании живущего в Москве и работающего там в сфере физики наночастиц. Ни одного выступления, которое мы поддерживаем, не пропускает. Это приятно.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)