Ракколаниокский гончарно-изразцовый завод до революции был одним из лидеров производства изразцов в Российской Империи. Вы наверняка видели некоторые изразцовые печи предприятия в парадных, частных домах или музеях: например, модель с изображением медведей в музее-квартире Елизаровых в Петербурге. Публикуем отрывок из новой книги исследователей старинной печной керамики Константина Лихолата и Андрея Роденкова «Изразцовые печи Выборгского района Ленинградской области» об истории Ракколаниокского гончарно-изразцовый завода.
В 1877 году российский подданный лейтенант Николай Эрбер основал в Выборгской губернии еще один изразцовый завод, расположившийся на высоком, правом, берегу реки Ракколаниоки (совр. Селезневка), близ железнодорожной станции Ховинмаа (с 1948 году пос. Кравцово) волости Вахвиаала, в имении Сеземанов «Ракколаниоки», и получивший по имени местности и реки название «Ракколаниокский гончарный (изразцовый) завод». На этом месте прежде уже около двадцати лет работал небольшой кирпичный завод с печью для обжига. Имея под рукой залежи хорошей по качеству глины Эрбер стал производить на своем заводе цветочные горшки и терракотовые вазы, для чего построил две небольшие обжиговые печи. В 1878 году он также начал делать изразцы, для этого привез из России мастеров изразцового дела, которые должны были обучить местных рабочих секретам профессии. В первые годы деятельности продукция завода доставлялась за 14 километров в Выборг гужевым транспортом, поскольку станция Ховинмаа была построена только в 1881 году.
Через несколько лет после начала деятельности предприятия из бревен было построено более крупное — двухэтажное фабричное здание, в котором разместились четыре печи для обжига. Интересно отметить, что в уже упоминавшемся «Строительном адрес-календаре с справочным отделом для Санкт-Петербурга и окрестностей на 1880 год» содержалась такая запись: «Раккалиоки (так в тексте. — Прим. авт.) изразцовый завод в Выборге. Обращаться к А. С. Эрберу, Новая ул. 20, кв. 1»20. В том же издании титулярный советник Эрбер Александр Семенович, проживавший в Петербурге по адресу: Новая ул. д 20, кв. 1 (близ Кузнечого переулка), помещен в список лиц, «получивших свидетельства на право заведывать производством построек». Чуть более подробные сведения о нем приводятся в известном справочнике об архитекторах-строителях Санкт-Петербурга: Эрбер Александр Семенович живописец, выпускник Академии художеств, имеющий право производства строительных работ, в период с 1871 по 1886 год построил и перестроил 21 здание в Петербурге. Из сказанного выше очевидно, что, будучи родственником Николая Эрбера, Александр Эрбер в конце 1870–1880-х являлся представителем Ракколаниокского гончарного завода в Петербурге.
Наибольшую известность завод получил при последующих владельцах. В 1879 году в качестве управляющего заводом приступил к деятельности консул Вильгельм Диппель, а после смерти Николая Эрбера в 1889 году завод перешел в собственность к Вильгельму и его брату — Эдуарду Диппелю. В 1896 году был нанят инженер Отто Диппель, который в 1897–1903 годы реконструировал завод в соответствии с требованиями времени. В это время было построено трехэтажное красивое каменное заводское здание, оборудованное 10 печами для обжига. В 1904 году предприятие акционировалось — было создано акционерное общество «Ракколаниокский гончарный завод». Из рекламы завода видно, что предприятие имело торговые представительства в Петербурге, Хельсинки и Выборге — в магазине К. Портана по адресу: Торкельская улица, 4 (современный адрес: проспект Ленина, 4А; здание сохранилось).
После смерти Отто Диппеля в 1922 году на место технического директора завода был приглашен известный в Германии специалист, профессор, дипломированный инженер Фриц Кразе. При нем завод вновь подвергся масштабным ремонтным работам, в ходе которых печи для обжига, прослужившие более 20 лет, были снесены, а на их месте построены новые, по последнему слову техники, с газовым обогревом.
В 1930 году, с началом Великой депрессии, завод прекратил выпуск продукции. Последний по хронологии документ в архивном фонде завода — отчет финансовой ревизии — датируется 8 марта 1931 года. В 1932 году акционерное общество перестало существовать юридически. О какой-либо деятельности на заводе в 1932– 1938 годы неизвестно. В выборгском телефонном справочнике за 1938 год упоминается магазин гончарных изделий Ракколаниокского завода, принадлежащий Алексу Саксбергу и расположенный по адресу: улица Курьенкату, 231 (современный адрес: Рыбный переулок, 2), то есть в доме, соседнем с магазином К. Портана, где ранее располагалось торговое представительство завода. Телефона самого завода в справочнике нет, что является косвенным подтверждением отсутствия какой-либо производственной деятельности на тот период. Но, как следует из дальнейших событий, основное оборудование, включая печи для обжига, было не демонтировано, а только законсервировано.
В 1939 году завод наладил производство кровельной черепицы и подпочвенных дренажных труб. Проследить последующую историю завода удалось с помощью историка, автора многочисленных публикаций по истории Выборга Зинаиды Новоселовой, которая в начале 1980-х записала воспоминания переселенцев первой и второй волны, старожилов поселка Кравцово. По их рассказам, в 1940–1941 годы «завод работал, выпускал изразцы». Вернувшиеся в 1941 году финны продолжили производство различных керамических изделий. Кроме печных изразцов выпускались также «черепица, плитки облицовочные простые и глазурованные, горшки и вазы для цветов, кувшины, бутылки (керамические), тарелки-салатницы с очень яркими цветами и узорами, урны желтовато-зеленого цвета» (фрагменты этих изделий, а иногда и целые вещи жители поселка находили сразу после войны).
При отступлении в 1944 году финны вывезли все оборудование и продукцию со склада. По рассказу Александры Григорьевны Росляковой, в числе других приехавшей 6 октября 1944 году на восстановление завода, ее до приезда начальства сразу поставили охранять завод. Во время обхода она обнаружила в одной из печей оставленную финнами крупную вазу, еще не покрытую глазурью и не прошедшую повторный обжиг. Александра Григорьевна долгое время хранила эту вазу дома, пока не подарила ее в 1981 году музею. По ее же словам, «в 1945 году поступило из Финляндии по репарациям новое шведское оборудование. В начале 1947 года изразцовый завод начали восстанавливать. В 1948 году был налажен выпуск черепицы. Внизу черепицу формовали, затем поднимали наверх, где сушили естественным путем, а затем обжигали в горнах, которых на заводе было. Работал завод до тех пор, пока не кончились запасы глины, после чего во второй половине 1950-х завод стал выпускать абразивные круги».
После смерти старшего брата в 1906 году главным акционером остался Эдуард Диппель. Как свидетельствуют протоколы собраний акционеров завода, сохранившиеся в Ленинградском областном государственном архиве в Выборге (ЛОГАВ), после смерти Эдуарда Диппеля в 1912 году контрольный пакет акций завода перешел к его жене, Дагмар Диппель. С началом Первой мировой войны завод оказался в неблагоприятных условиях, главным образом из-за того, что строительная деятельность была почти полностью в рецессии, а российский рынок закрыт. По окончании войны спрос на продукцию предприятия стал восстанавливаться. В 1921 году архитектор Уно Ульберг построил здание для конторы, управляющей активами семьи Диппель фирмы, основанной еще отцом Вильгельма и Эдуарда — Юлиусом Диппелем (современный адрес: Краснофлотская, 1), на втором этаже которого была квартира Дагмар Диппель. Интересно отметить, что сохранившиеся здесь печи Ракколаниокского гончарного завода, изготовлены также по проекту Уно Ульберга.
В 2008 году одному из авторов этих строк посчастливилось поговорить с Валентиной Михайловной Васильевой, проживавшей с 1950 году в Заречье, совсем рядом с заводом. По ее воспоминаниям, «на черепичном заводе работало 30–40 человек и мастер Никонов. Потом завод перешел на выпуск абразивных кругов. Но они были низкого качества и не пользовались спросом. В 1962 году их производство прекратилось, а в 1964-м завод был окончательно закрыт». Руины производственного здания еще успела сфотографировать Зинаида Новоселова. Сейчас лишь груда битых кирпичей напоминает о когда-то существовавшем здесь предприятии.
Но вернемся к началу деятельности завода. Как уже отмечалось ранее, с 1880-х им стали управлять братья Диппель, в чью совместную собственность предприятие перешло в 1889 году. Особо следует сказать о младшем брате — Эдуарде Диппеле. Он родился и учился в Германии, где в 1876 году получил звание архитектора. Переехав в Выборг, Эдуард Диппель стал, по словам Отто Меурмана, «очевидно, первым архитектором в городе, который не состоял на службе, а имел частное архитектурное бюро». Среди множества построенных им в Выборге зданий особенно выделялся новый приходской собор. Эдуард известен и как автор целого ряда промышленных и складских сооружений, самое признанное из которых — включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО комплекс зданий фабрики «Верла», одним из собственников которой являлся его старший брат.
Хотя документального подтверждения авторам встретить пока не удалось, думается, не ошибемся, если предположим, что и производственное здание Ракколаниокского гончарного завода было возведено по проекту его совладельца — Эдуарда Диппеля. И, самое главное, архитектор и совладелец завода спроектировал целый ряд печей и каминов, принятых на вооружение на предприятии и украшающих по сей день многие дома Выборга и Выборгского района. Но об этом чуть позже, а сначала отметим, что в самом раннем из известных нам каталогов продукции, датируемом предположительно концом 1880-х – началом 1890-х, заказчикам представлены на выбор различные изображения печей и каминов с рельефным декором, преимущественно в стиле германского неоренессанса. Такой модельный ряд печей и каминов объясняется как преобладавшими в то время вкусовыми предпочтениями потребителей, так и тем, что в первые десятилетия существования предприятия формы для печных изразцов покупались в Германии. Причем подобная практика была характерна для всех изразцовых заводов Великого княжества Финляндского.
Как отмечает автор фундаментального труда по истории завода «Або» Хелена Соири-Снеллман, в конце XIX века в Германии было много предприятий, специализирующихся на выпуске облицовок изразцовых печей, и там же были скульпторы, художники и формовщики, которые разрабатывали для них модели и готовые формы. На регулярно устраиваемых выставках, усердно посещаемых в том числе и представителями финских заводов, германские предприятия предлагали к продаже множество вариантов печных облицовок. Так как в 1890-е пользовались популярностью печные модели с богатым декором, а для них формы должны были выполняться очень квалифицированными мастерами, то легче было заказать в Германии готовые формы, чем путем проб и ошибок на своем предприятии создавать их самим. С помощью каталогов-прейскурантов, а в некоторых случаях по заводскому клейму нам удалось выявить в Выборгском районе немалое количество печей и каминов, изразцовые облицовки которых были изготовлены на Ракколаниокском гончарном заводе. Так, например, печи с рельефным декором в стиле неоренессанса можно встретить в частных домах в Бородинском, Лесогорском, Липовке, Пушном и в усадьбе «Кийскиля» в Подберезье.
В начале 1890-х о продукции предприятия уже хорошо знали и в Санкт-Петербурге. Приведем только один красноречивый факт. Занимаясь исследованием архитектурной керамики в интерьерах музея Центрального училища технического рисования имени Штиглица, один из авторов обнаружил в фондах РГИА счет Ракколаниокского гончарного завода, выписанный в 1891 году архитектору Максимилиану Месмахеру на поставку печи для музея. В конце XIX — начале ХХ века, следуя за законодателями моды — германскими изразцовыми заводами, стилистика декора печных облицовок начинает меняться: на смену неоренессансу приходит модерн — неслучайно в Финляндии для его обозначения используется термин «югенд». Так, уже в первом ежегоднике издававшегося в Гельсингфорсе журнала «Атенеум» в 1898 году, художник Акке Андерссон во вступительной статье «Современный ренессанс и изразцовые печи» назвал немецкие изразцовые печи в стиле неоренессанса «мрачными бутылями», или «печами с декором “скороводы для пончиков”».
Но, в отличие, скажем, от крупнейшего финского гончарного предприятия — завода «Або», Ракколаниокский гончарный завод не стал продолжать практику закупок в Германии готовых печных форм с декором теперь уже в югендстиле. Дело в том, что рубеж XIX и XX веков в финском искусстве стве и художественной промышленности был и временем активных поисков национальной специфики. Вдохновение искали в истоках, в обращении к темам и образам «Калевалы», в том числе карелианизме. Традиционные изобразительные мотивы — солярные знаки, птицы, рыбы, антропоморфные и растительные детали орнаментации, общие для древних славян и финно-угров, — стали объектом художественной стилизации. С указанными процессами связано зарождение и развитие, в том числе в печном дизайне, стиля национального романтизма.
С учетом отмеченных тенденций совладелец завода, дипломированный архитектор Эдуард Диппель, начал как сам разрабатывать типовые проекты печей для своего завода, так и привлекать к этой работе известных выборгских архитекторов: Уно Ульберга, Пааво Уотила, Акселя Гюльдена, Аллана Шульмана. После смерти Эдуарда Диппеля проектированием печей для завода продолжили заниматься выборгские архитекторы Вяйно Кейнянен и Юхани Виисте и такие финские зодчие, как Элиэль Сааринен, Ларс Сонк, Ойва Вильянен и другие. В создании новых печных моделей для предприятия поучаствовали петербургские архитекторы Федор Лидваль, Федор фон Постельс, Александр Алексеев. Печи и камины, изготовленные по проектам большинства из вышеперечисленных архитекторов, украшают многие дома Выборгского района. Особенно хотелось бы отметить печь вогнутой формы по проекту Элиэла Сааринена в садовом имении второго президента Финляндии Лаури Реландера «Памппусаари».
Причем нередко здание и печи, установленные в нем, созданы по проектам одного и того же архитектора. Так, например, печи по проектам Уно Ульберга находятся в спроектированной им вилле Селлгрена на острове Лодочный и в доме инженера предприятия «Enso OY» в Светогорске.
Ракколаниокский гончарный завод не только изготавливал изразцовые облицовки для типовых печей и каминов, чьи изображения помещались в регулярно выходивших прейскурантах предприятия, но и выполнял индивидуальные заказы. К ним, вероятно, относится воссозданная реставрационной компанией «Палладой» печь на вилле Селлгрена на острове Лодочный, дизайн изразцовой облицовки которой с большой вероятностью разработан архитектором Уно Ульбергом, автором проекта виллы и большинства остальных печей в ней.
Помимо облицовок изразцовых печей завод выпускал такие керамические изделия, как тарелки, вазы, кашпо, статуэтки и другие предметы домашнего обихода, а также настенную плитку. В Петербурге встречается белоглазурованная плитка с клеймом завода, в Выборге один из авторов настоящего издания выявил в доме «Эден» (Крепостная ул., 32) настенную плитку, расписанную пейзажами в голландском стиле. К сожалению, ни здесь, ни в случае с расписной печью в усадьбе «Кийскиля» в Подберезье, — мы не знаем имен заводских художников, поместивших свои инициалы «R. P.» на плитке и «T. A.» — на вышеназванной печи.
Отрывок для публикации из книги Константина Лихолата и Андрея Роденкова «Изразцовые печи Выборгского района Ленинградской области» предоставил музей «Керамарх».
Комментарии (0)