18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Город
Город

Технологический процесс: как морепродукты попадают на полки магазинов у дома

Завод «Балтийский берег» в Ленобласти — производство непрерывного цикла, которое в год выпускает порядка 60 тысяч тонн продукции. Это салаты из морской капусты и морепродуктов, копченая рыба разных видов, рыбные пасты, паштеты и набирающая популярность у покупателей имитированная икра. Приехали в деревню Пеники и изучили все этапы производства — от попадания на завод до полки ближайшей «Пятёрочки».

«Призываю к дисциплине!»

С таких слов главного технолога завода и начинается наше знакомство с производством. Каждый цех предваряет санпропускник, девиз которого — стерильность и дисциплина. Схема стандартная: халат, бахилы, шапочка, маска и турникет — умный аппарат, который пропускает только после обильной дезинфекции рук. Новый цех — новая спецодежда, а у самих работников дресс-код куда более строгий. На территории завода непрерывно работает три цеха, процесс не останавливается ни на минуту. И хоть машинный труд постепенно приходит на помощь ручному, без рук здесь все-таки не обойтись.

Не соление, а посол

Первый участок — посол и копчение рыбной продукции: скумбрии, сельди и мойвы. Главная опасность в процессе копчения — пересушить рыбу. Во-первых, это невкусно, во-вторых, плохая сохранность и, как итог, потери для производства. Чтобы добиться идеального состояния продукта, на заводе используют специальные камеры, своеобразный хаммам, где более крупная рыба для начала проходит процесс дефростации (разморозки): пар подается на вентиляторы, которые раздувают его по всей камере, создается избыточное давление, и рыба лежит в тумане, не пересыхая, не заветриваясь и не нагреваясь при этом очень сильно. Чтобы ее клеточный сок сохранился, дефростируют рыбу в несколько этапов: сначала температура подается чуть выше обычной, а потом снижается, чтобы размораживание шло равномерно. Далее — процесс посола.

Дефростационные камеры

Дефростационные камеры

Мелкая рыба солится прямо в цеху в специальном тузлуке (солевом растворе), который готовят отдельно. В нем содержится 26% соли. Для сравнения: это соленость Мертвого моря. Консерванты, кстати, запрещены, только рыба, вода и соль. На заводе часто звучит термин «короткая рыба», речь здесь вовсе не про размер, а про цикл посола. Например, скумбрия или сельдь — это крупная («длинная») рыба, которая должна пройти длинный цикл посола, а для «короткой» мойвы будет достаточно и пары часов.

Посол мойвы

Посол мойвы

Переходим к копчению 

Заканчивается процедура натурального посола в физико-химической лаборатории, где идет проверка на уровень соли в рыбе, после чего продукт отправляется практически на финишную прямую — в участок наколки, где уже соленый полуфабрикат распределяют по коптильным камерам.

Участок наколки

Участок наколки

Весь процесс происходит в специальной раме, которая работает на ольховой щепе. Это измельченные, слегка увлажненные щепки, которые попадают на генератор, вследствие чего камера нагревается, наполняется дымом и контролирует тление. На этом этапе все делается автоматически, надо лишь поместить рыбу в камеру, нажать кнопку и по готовности вынуть. Далее — процесс охлаждения в специальном холодильнике и упаковка.

Рыба на каждый день? 

Несмотря на изобилие рецептур, появление новых видов продукции, причем разного ценового сегмента, рыба по-прежнему воспринимается большинством покупателей как блюдо для праздника. Задача ретейла — дать клиенту настолько широкий ассортимент и доступную цену, чтобы товары из категории «Фреш» постепенно становились для покупателей продуктами на каждый день. Заинтересован в этом и сам производитель, поэтому активно сотрудничает с ретейлерами. Например, «Балтийский берег» производит рыбную продукцию собственной торговой марки «Пятёрочки» Fish House, которая отличается доступной ценой.

Анна Шевелева,

генеральный директор завода «Балтийский берег»

«Мы планируем расти, потому что мы делаем все возможное, для того чтобы люди больше ели рыбу. Мы плотно взаимодействуем с ретейлом, обсуждаем, какие потребности есть у конечного потребителя, какие продукты нужно выпускать».

В свою очередь торговая сеть «Пятёрочка» проанализировала, какую рыбу выбирают покупатели и как часто они добавляют морепродукты в свой рацион. Одной из самых популярных позиций рыбной продукции оказались консервы. С начала года покупатели сети приобрели их более 10 млн штук только из ассортимента собственной торговой марки Fish House. Большим спросом также пользуются сардины иваси (5,7 млн шт.) и шпроты в масле (около 3 млн шт.). Руководитель управления категории «Фреш» торговой сети Наталья Гаврилова отмечает, что за последние полгода особой популярностью начала пользоваться имитированная икра: «Продажи выросли на 112% за счет того, что продукт качественный и доступный, а его ассортимент заметно расширился».

В цех по производству имитированной икры мы и отправились.

Настоящая имитация 

Имитированная икра с натуральной альгинатной оболочкой — инновационный продукт «Балтийского берега». На входе в цех главный технолог предприятия Сергей Меньшиков предупреждает: «Технологически это самый сложный из всех продуктов компании, хотя цикл у него короткий». И правда, рецептура непростая, а сам цех напоминает фабрику по производству карамели, если не учитывать рыбный запах.

Для приготовления имитированной икры задействованы два раствора — внутренний и внешний. Внутренний — цветной, он бывает либо красный, либо черный. Внешний — это раствор альгината натрия, экстракта морской водоросли, как раз та самая оболочка, которую мы раскусываем. Комбинация этих двух растворов и рождает имитированную икру.

На специальной лопастной мешалке в раствор вводится рыбий жир и подсолнечное масло, а затем подается на машину для капсулирования, чтобы у икринок получилась идеально ровная форма. Что касается вкуса, здесь кроется интересный факт. Имитированная икра форели и горбуши одинакова на вкус, различие лишь в форме. Икра форели будет мельче и немного другого оттенка. Несмотря на сходство во вкусе, цена может отличаться. Все дело в технологии: чем меньше икринка, тем меньше производится на линии раствора и больше альгината. У мелкой икры оболочка будет больше, соответственно, и цена выше.

Без ручного труда не обойтись

Не уходя далеко от икры, в этом же цехе занимаются приготовлением морепродуктов, а именно кальмаров, моллюсков, мидий и креветок. Продукты могут быть как самостоятельными, так и в формате микса — одна из самых популярных позиций марки Fish House. Технология куда более простая, чем в производстве икры. Основной принцип: предварительная варка, промывка, охлаждение и маринад, состоящий в основном из уксуса, воды, соли и сахара.

Один из самых интересных отделов этого цеха — производство коктейля из морепродуктов. Здесь важна слаженность и командная работа: мини-осьминоги, кальмары и креветки сотрудники распределяют по емкостям вручную, будто передавая друг другу эстафету. Здесь исключительно ручной труд, никаких машин. Как объясняет Сергей Меньшиков, автоматизировать этот процесс можно, но продукт слишком нежный и капризный: мидии сломаются, а креветки дойдут до покупателя уже не такими ровными. Далее в собранный пазл из морепродуктов уже в автоматическом режиме добавляется заливка, состоящая из масла и маринада. Готовый продукт тщательно упаковывается и маркируется.

Контроль качества есть не только на производстве — за чистотой продукта следит и сам ретейлер. «Проверка происходит на всех этапах — начиная от отбора сырья и заканчивая поставкой в магазин. Все поставки на распределительный центр или в магазин всегда проходят контроль, а также у нас есть мобильное приложение, где покупатели оставляют свои отзывы, и мы всегда реагируем на отзывы, связываемся с потребителями и сдаем продукты в лаборатории для дополнительного контроля качества», — отмечает руководитель управления категории «Фреш» торговой сети «Пятёрочка» Наталья Гаврилова.

Водоемкий процесс

15 тысяч тонн в год — такой объем морской капусты производится ежегодно на заводе «Балтийский берег» в Ленобласти. Популярность этого продукта только растет, хотя цена на него может варьироваться. Продукт, выращенный в море, всегда подвержен катаклизмам, что может препятствовать сбору. В сложные сезоны цена может возрасти. Сложность добычи капусты заключается в том, что это сезонный продукт — собрать ее надо успеть за май-июнь, если же «передержать», она становится жесткой, а в составе увеличивается количество различных кислот.

На производство морская капуста приходит в сухом виде (влажность — менее 20%), поэтому первым делом она нуждается в гидратации. Происходит это в специальной машине, куда поступает умягченная вода. Когда ламинария разбухает, она отправляется на каскад из моечных машин, которые разделяют ее на несколько равномерных потоков, после чего капуста шинкуется в мелкую стружку.

Важно отметить, что это производство — самое водозатратное. Для производства одной тонны вареной капусты расходуется 28 тонн воды. Так как ламинария — натуральный морской продукт, на ней остается много слизи и песка, поэтому мощный поток воды здесь просто необходим. Расфасованная по бочкам ламинария маринуется в среднем от 6 до 12 часов, в процессе чего становится слегка кислой и с нее окончательно уходят остатки слизи.

Без ручного труда не обойтись и на этом производстве: команда осматривает продукт на предмет посторонних включений, а также ризоидов — корешков, за который ламинария крепится к субстрату.

Далее готовая порция капусты может смешиваться с овощами — как раз такой «витаминный салат» готовят для собственной торговой марки «Пятёрочки» Fish House. Ингредиенты могут быть разные. Из основных — соль, сахар, специи, из особых добавок — кальмар или грибы. Перемешивание происходит автоматизированно — в «мультиголове», то есть в большой машине, которая, помимо перемешивания, отвечает также и за вес готовой продукции, попадающей в контейнер для упаковки. На выходе — коробка со штрихкодами и шестью банками внутри, в таком виде товар и получит торговая сеть.

С расширением ассортимента, появлением собственных торговых марок в магазинах и с изобретением новых рецептур морепродукты имеют все шансы стать неотъемлемой частью повседневной корзины потребителя и выйти за рамки «продукта для праздника». А на примере относительно нового продукта на рынке — имитированной икры — и ее растущей популярности можно сделать вывод, что запрос на доступные новинки в рыбной индустрии у покупателя уже сформирован.

Комментарии (0)