Накануне премьеры EP, столь ожидаемого фанатами группы Astronauts’ n’ All, фронтмен Артем Шенфельд и басист Иван Чеботарев рассказали о мелодике языка, муках выбора названий и трансформации стиля.
текст: Ирина Юркова
фото:Ксения Вязова
Расскажите, что вы подготовили для поклонников?
Артем: Я бы сказал, что это пять песен о молодости – основной, пожалуй, темы в моих текстах. Я пишу о том, как молодость проходит, сколько важного случается в это прекрасное время, и как все происходящее влияет на то, каким будет в своей серьезной, зрелой жизни человек.
Не рано о таких вещах задумываться? Какой средний возраст участников группы?
Артем: Самому младшему нашему музыканту двадцать два года, а мне - старшему - двадцать восемь. А тема эта волнует меня лет примерно с восемнадцати. До сих пор помню, как отмечал свое совершеннолетие, и насколько не по себе мне в этот момент было. Так что все эти размышления не могут не отражаться в песнях, которые я пишу. По большому счету, я же и пишу - либо о себе, либо о людях вокруг.
Иван: Как видите, Артем у нас рано начал «грузиться», этакий подростковый максимализм в чистом виде.
Как долго длился сам процесс записи?
Артем: Так или иначе, мысль о том, что хорошо бы было выпустить EP, пришла к нам чуть более двух лет назад. На тот момент у нас была полностью готова всего одна песня, над второй мы работали, а в списке, который я показал ребятам, значилось пять, и названия эти они видели впервые.
Иван: В общем-то, ничего необычного, у нас так часто происходит: приходит Артем с идеей или текстом, и мы начинаем над этим работать.
Артем: А я уже тогда был уверен, что все получится и будет очень круто. Ребятам оставалось мне на слово поверить. Так мы и начали целенаправленно работать. Хотя материал дорабатывался до последнего, например, барабанные партии в двух треках мы додумывали уже буквально в момент записи. Очень уж хотелось все сделать побыстрее, к тому же Ринат - наш главный поборник соблюдения сроков - крайне нас подгонял. Так мы и добрались до студии. Инструментальную часть записали буквально за месяц, все это было лихо и весело, экспериментировали с барабанной партией. И в итоге для одного из треков мы вообще умудрились записать ее втроем. У нас, возможно, даже где-то видео этого непростого процесса сохранилось: три человека с ударными и куча микрофонов в одной комнате.
Иван: Отчасти так вышло, потому что мы хотели добиться насыщенного, «густого» звучания. Плюс мы записывались на пленку, и у нас было определенное количество дорожек, так что перкуссию дописывали на ту же дорожку, что и барабаны. А когда мы окончательно сводили звук, я выяснил, что звукорежиссер, например, не может сделать тише тамбурин, потому что и он записан там же.
Артем: Это было весело, такая неожиданная импровизация. Помимо полной барабанной секции, я стучал в бочку и напольный барабан, а Ринат играл на тамбурине и бил в обод. Но в итоге я остался доволен. Хотя звукорежиссер, который с нами над тем треком работал, говорил, что это самая наша неудачная песня. А сейчас, когда она уже сведена, и записан вокал, я ее считаю едва ли не лучшей в подборке.
А почему песен именно пять? По какому принципу составлялся список?
Артем: Во многом это было дело момента. Как правило, в подобных серьезных случаях меня осеняет, и я вижу всю картину сразу. Естественно, в процессе что-то из задуманного получается, что-то нет, появляется нечто новое, но общая канва остается. А здесь все изначально было довольно просто. Хотя и без дискуссий на тему выбора треков в группе не обошлось, потому что в репертуаре у нас тогда было около десяти. А мне хотелось, чтобы подборка была целостной, объединенной одной темой и настроением: молодость, раны, которые ты во время нее получаешь, затронули в некоторой степени тему отцов и детей.
Но у вас все песни на английском. Вы уверены, что слушатели все поймут?
Артем: А я не думаю, что это принципиально важно. Да, у нас были случаи, когда нас просили скинуть тексты песен. Кстати, когда мы будем выгружать материал в соцсети, мы их прикрепим. А вообще, например, один из треков с EP, Electric Annie, мы до этого выпустили синглом. И теперь на концертах нам даже пытаются подпевать из зала. То есть, восприятие - это вопрос времени. Надо «расслушать» песню, привыкнуть к ней, понять - нравится или нет.
Выбор английского - это такая любовь к языку и каким-то определенным произведениям на нем или далеко идущие амбициозные планы на покорение музыкальных вершин?
Иван: Однозначно первое. Почему-то очень распространено мнение, что раз люди поют на иностранном языке - они банально выпендриваются или пытаются подстроиться под западную публику. Но все забывают, что мы давно не за железным занавесом живем, иностранная музыка нас окружает и для кого-то она просто становится ближе, это абсолютно нормальный процесс современной развитой культуры. Вот так и Артем пишет по-английски, потому что он на этом вырос. У нас с ребятами в группе вообще никаких возражений на этот счет никогда не возникало. Мы собрались в коллектив уже будучи взрослыми людьми и просто хотим делать классную, гармоничную музыку. И если у нас есть автор, который пишет на английском, потому что для него это естественно, то так тому и быть.
Артем: Так уж сложилось, что я изначально действительно больше слушал музыку зарубежную, русскую, конечно, тоже, но в гораздо меньших объемах. Наверное, лет с трех я привык к тому, что вокруг звучат Nirvana, Guns’N’Roses и тому подобное. Песни на английском значительно мелодичнее русских, такова уж специфика языка. Поэтому часто было довольно трудно выразить по-русски мысль так, чтобы она «легла» на музыку, звучащую в голове. Русский язык - велик, могуч и поэтичен, это бесспорно так, но вот по певучести уступает. Много раз пробовал писать песни на нем и сейчас не оставляю попыток, но пока только английский. Иначе - это была бы уже совсем другая история и абсолютно другие «Астронавты». На самом деле немного таких мастеров, которые могут не только хороший рифмованный текст написать на русском, но еще и превратить это в мелодичную песню.
Чем в обычной жизни, кроме музыки, вы занимаетесь?
Артем: Наш гитарист Евгений студент, будущий судмедэксперт. Но этой осенью он уходит в армию и нас покидает. И это тоже нормальный ход повседневности. Павел работает в техподдержке службы такси. Иван - звукорежиссером на радиостанции, а я - главным редактором паблика «Другая музыка» в ВК и менеджером по продажам на радио. До этого вообще был почти пять лет помощником машиниста в Казахстане. В России в принципе крайне сложно все строить вокруг музыки и своего коллектива, как бы все этого ни желали. На практике - ты скорее так помрешь с голоду.
Иван: Именно поэтому так много музыкантов в Волгограде исполняют каверы. Или выступают в трех оркестрах, играют всякий трэш по питейным заведениям, чтобы получать хоть какие-нибудь деньги, на которые можно прожить. А если ты хочешь развивать свою музыку - это надо совмещать с другими способами заработка. Но тогда не удается уделять ей столько времени, сколько нужно и хотелось бы. Замкнутый круг. В идеале нужно вставать утром и идти в студию, проводить там весь день. И это - не считая упражнений дома, занятий с преподавателем. Но реальность диктует свои правила. Однако мы очень стараемся и выкладываемся максимально и на репетициях, и на концертах.
Кто придумал название группы и почему именно такое?
Артем: На самом деле, когда я его выбрал, я даже не представлял, что мне потом будет так сложно людям объяснять, почему мы так называемся.
Иван: Раскрою великую тайну: есть старая традиция у всех молодых групп - называться в честь песен или альбомов уже известных и чем-то им по духу близких исполнителей. Тех, кто шел именно таким путем, уже так много, что это, пожалуй, можно считать целым поколением.
Артем: Вот и мы - по классике - прошлись по песням любимых групп. Выбрали пул из восьми - десяти названий. Один из наших бывших музыкантов тогда очень настаивал на песне Radiohead, и были бы мы тогда The Reckoners - «счетоводами». Это было бы неплохо, с учетом того, что изначально по стилю мы хотели быть более математичными. Но я не хотел подражать всем этим The Strokes, The Killers и прочим The’s . И в итоге мы остановились на Astronauts 'n' All группы Foals. На тот момент она очень хорошо отображала все, что мы хотели делать.
Были ли за эти два года метания внутри стилей, поиск направления группы?
Артем: Парадоксально, но то как «было» - это и есть треки нашего EP, который стал своего рода подведением итогов перед тем, как двинуться дальше и продолжить эксперименты. Как фотография двухлетней давности или отчет о проделанной работе. Очень большой энергетический заряд, такой плотный, экспрессивный гитарный саунд получился, в нем - наша тогдашняя абсолютная уверенность, что мы можем горы свернуть. Раньше это были чуть ли не танцы на грани жизни и смерти, а сейчас группа исследует новые границы звука, больше синта, мелодики, хотя и взрывные песни остались. Но прибавились меланхоличные и минорные треки. Так что альбом, например, будет совсем иным.
Иван: Обычно происходит так: Артем приносит нам какую-нибудь песню и простую гитарную мелодию. Но в ней всегда есть от чего нам оттолкнуться и развить. Так что мы подхватываем это настроение и работаем. Так что я не могу сказать, что есть какой-то жесткий стилистический вектор. Мне кажется, что все наши песни очень разные: «Астронавты» могут быть и лиричными, и пост-панковыми. И это здорово.
Артем: Честно говоря, до того, как у нас собрался коллектив, я писал гораздо более меланхоличные вещи, во многом под влиянием тех же Radiohead. Но потом мы создали группу, у каждого из нас свой характер, кто-то более энергичный, кто-то склонен к созерцанию, но все вместе - это бешеная энергетика, замешанная, в том числе и на противоречиях. Вот EP это как раз иллюстрирует.
Мы вообще очень противоречивая группа - иногда к нам подходят слушатели после концерта и говорят, что наша музыка мечтательная, уносит разум далеко в космос, радует и заставляет без памяти пуститься в пляс. Так и есть, отчасти. Если копнуть глубже, из под фона космических гитарных пассажей Рината, Паши и Жени, прорывается моя не самая оптимистичная лирика и далеко не радужное мировоззрение, иногда граничащие с фатальностью. Вот такой каламбур. Это не ново, и мы не первая группа, вводящая людей в заблуждение таким образом.
Насколько вообще возможно абстрагироваться от влияния других групп, чтобы не скатиться в подражание?
Артем: Так или иначе, но чужое творчество влияет на всех. На создание песни может подтолкнуть музыкальная фраза, фрагмент текста. Это нормально. Даже интонация вокалиста может вдохновить и ретранслироваться в мою песню. Как показывает практика, когда я что-то несу ребятам, я вижу одно. Вот она, песня, она будет такой-то. А потом они начинают развивать мою основу, получается нечто совсем иное, но чаще всего мне это нравится. Иногда мы наоборот зависаем и не можем понять, что каждый из нас думает по этому поводу. Тогда нужно время, чтобы на основе этого непонятного родилась новая песня. Порой я вообще в поисках настроения полностью переделываю мелодию.
Насколько велико твое личное «кладбище» таких непонятых песен?
Артем: На самом деле у меня порядка десяти больших блокнотов исписано. Это больше двухсот песен точно. Из них хороших - процентов сорок. Остальные - зачастую просто с неплохой идеей, к которой можно вернуться и развить. Периодически я их перелистываю и нахожу что-то, чрезвычайно созвучное настроению на данный момент и снова работаю.
Ну и самое главное - когда выходит ваш мини-альбом?
Иван: Как только выберем обложку и освоим механику размещения материала на iTunes и прочих платформах.
Артем: Очень стараемся выпуститься в июле. Плюс готовим несколько сюрпризов: мы частично перезаписали Electric Annie, и эта версия будет заметно отличаться от прошлогодней. Остальные треки ни для кого не будут новыми, но мы невероятно рады, что наконец-то эти песни поселятся у кого-то в плеерах и плейлистах. Ну и еще к нам вернулся покидавший нас на некоторое время Ринат, что тоже не может не радовать.
Иван: Так что мы очень хотим отметить этот релиз большим и расширенным сольным концертом. Следите за новостями на нашей странице во Вконтакте!
Комментарии (0)