• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Свадебные традиции Царицына

Пресс-секретарь музея-заповедника «Старая Сарепта» Алла Баженова рассказала, что в былые времена поиск второй половинки порой ничем не отличался от лотереи.

Основу свадебного обряда колонистов-гернгутеров, живших на территории Сарепты, где в наши дни располагается музей-заповедник в Красноармейском районе Волгограда, составляла специфическая система религиозных взглядов на взаимоотношения между членами братских общин и Богом – «религия брака». Иисус рассматривался в качестве жениха, а община – невесты, временно с ним разлученной и стремящейся к воссоединению. Следовательно, земной брак воспринимался как служение Богу, союз сподвижников. Мужчина наделялся правами «прокуратора», «наместника» Господа на земле. Женщина рассматривалась как невеста Христа, временно вышедшая замуж за его представителя. Поэтому ей должно быть неважно за кого выходить, лишь бы спутник земной жизни был истинным христианином, членом братской общины.

И гернгутерки соглашались на волю Божью, или брак по жребию. Принять участие в жребии можно было только с разрешения общинного руководства, которое выдавалось только тем, кто соблюдал некоторые экономические, религиозные и нравственно-этические нормы.

Разрешалось жениться мужчинам, которые стали самостоятельными мастерами или хозяевами, запрещались браки с людьми, не принадлежащими к Братскому Союзу. Руководство общины старалось подбирать брачующихся так, чтобы невесты соответствовали сану и роду занятий женихов.

Женихам и невестам сообщали о составе возможных пар и давали время на обдумывание. Если возражений от обеих сторон не поступало, они допускались к обручению. К началу церемонии в кирхе собирались члены общины, включая участвующих в жеребьевке. После общей молитвы обручающиеся писали на листочках свои имена: мужчины клали записки в одну урну, женщины – в другую. Затем мальчик и девочка не старше четырех лет подходили к урнам и вынимали по одной бумажке с именем. Проповедник, не разворачивая бумажек, благословлял их владельцев и соединял «во имя Господне», зачитывал имена, и союз обнародовался в общине троекратным оглашением в кирхе.

Самое интересное, что жениху или невесте было необязательно присутствовать на церемонии, достаточно было появиться на венчании, после которого новобрачные не должны были жить вместе целую неделю. Молодым приходилось жить в доме родителей или в доме корпорации, к которой принадлежали, а жених мог жить и в своем собственном доме.

На американских территориях брак по жребию отменили в 1818 году, в Европе – год спустя, а в Сарепте традиция существовала вплоть до большого пожара 1823 года.

 

 

Заведующая отделом истории и природы края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина перечислила, что входило в приданое дочери богатого купца и где заказывали свадебные платья царицынские аристократы.

Время венчаний в дореволюционном Царицыне начиналось после Крещения и длилось до начала Великого поста. В конце XIX – начале XX века готовый свадебный наряд стоил целое состояние, потому платье заказывали в ателье или у портних, которые шили на дому. Купцы и аристократы могли себе позволить выписать туалет из-за границы.

В начале XX века в Царицыне открылся филиал фирмы «Зингер», где можно было в рассрочку купить швейную машинку. Тем, кто заказывал наряд у местных мастериц, в выборе фасона платья и отделки помогал популярный тогда московский журнал «Мир женщины». Некоторые невесты из-за экономии средств и для сохранения семейных традиций использовали для наряда кружева от платьев своих матерей и бабушек.

Ключевым в предсвадебной и свадебной церемонии дореволюционного Царицына было слово «приданое». Но если в Москве начала прошлого века существовала «Московская касса взаимопомощи невест», которая обеспечивала девушек приданым от ста до трех тысяч рублей за счет ежемесячных взносов их родителей или опекунов, то в Царицыне такой системы не было. В состоятельных кругах дарили фарфор, мебель и деньги, которые служили надежным фундаментом для строительства молодой семьи, а приданое девушек из семей скромного достатка составляла посуда и постельное белье.

В Царицыне, как и во всей дореволюционной России, было принято венчаться в той церкви, которая находится ближе к дому, а после венчания на выходе из церкви молодых по обычаю обсыпали зерном, чтобы у пары всегда было благоденствие и благополучие.А вы знали, что свадебные фотографы появились очень давно? Наши предки считали для себя обязательным сделать красивые студийные фотографии в свадебных нарядах. В дореволюционном Царицыне, несмотря на
запредельно высокую стоимость фотооборудования, было несколько профессиональных студий, где работали настоящие мастера. Самыми знаменитыми фотографами Царицына были братья Эрдманы

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: