Арт-менеджер, художник и фотограф Севда Байрактар второй год подряд побеждает в номинации «Самый концептуальный Инстаграм» на ежегодной премии «Топ100Инста ВЛГ», пишет «Письма к стене» и хочет сделать город ярче.
Текст: Вадим Соловьев
Я не знаю, как другие становятся художниками, – я просто делаю то, что требует моя душа. Можно сказать, веду себя как ребенок. Серьезно, чтобы удержаться в рамках «приличного» и «общепринятого», мы забываем многое из того, что делаем в детстве. И совершенно напрасно.
«Письма к стене» зародились очень плавно: сначала я просто оставляла какие-то надписи на стенах у себя дома. А потом прочла одноименное стихотворение Бродского и поняла, что пазл сложился: вот это само сочетание «Письма к стене» вызвало такую бурю эмоций, так что куда бы я ни ехала, всегда оставляю «письма». И всегда с опаской, что меня «упекут» за вандализм, хотя я абсолютно не считаю это вандализмом. Сейчас проекту уже два года, с ним можно познакомиться по хэштегу #письмакстенеотсевды в моем инстаграме.
Мне кажется, что рисунки, краски, правильные слова, если все это сделано со вкусом, – это то, что необходимо, и в том числе Волгограду, потому что он очень грустный без этого. Я прям жажду раскрасить переулки этого города, хочу, чтобы мне это разрешили, я не знаю, куда там кричать нужно, но я бы сделала из города арт-объект, для меня это было бы высшим наслаждением. Недавно мы вместе с дизайнером Дианой Кацко запустили в инстаграме проект @volgograders, чтобы показать, как мог бы выглядеть наш город.
Меня забавляет реакция других людей, когда они смотрят на мои картины и говорят «Мне страшно представить что творится в твоей голове». Недавно встретилась с одной подписчицей из инстаграма и удивила ее своей открытостью. А я вообще как-то забыла о стереотипе «творческие люди закрытые и угрюмые». Мне кажется, вся эта угрюмость наигранна и часто просто попытка показать что-то большее, чем есть на самом деле, попытка восполнить то, чего нет, вот этой тишиной.
Я хотела бы добиться признания в искусстве, признания того, что я делаю что-то достойное. Мечтаю о том, чтобы люди были добрее и чтобы относились лучше друг к другу. Но я уже взрослая и больше не верю в сказки.
Я фанатка правды. И больше всего меня пугает то, что люди привыкли врать самим себе, потому что после того как они соврут себе, они уже верят в то, что говорят правду. Вообще, я люблю, когда люди говорят как есть, без там позитива или негатива, просто «Вот так случилось» или «Вот так я считаю». А еще я фанатка своей семьи и любви – я люблю любовь! Вы, кстати, знаете, что «Севда» переводится с турецкого и азербайджанского как «Любовь»?
Я считаю, что художник или дизайнер должен делать то, от чего он получает наслаждение. Мне, например, нравятся всякие творческие сумасшествия, поэтому тратить время на политику совсем не хочется. С другой стороны, если кто-то видит в себе силы, что он может что-то изменить этим, то почему бы и нет? Но это не мой путь.
Если бы нужно было описать себя фамилиями трех известных личностей, я бы назвала Михаила Лермонтова, Тома Хэнкса и, пожалуй, Бенедикта Камбербэтча. Еще мне в голову пришел Тим Рот, а потом Кафка – в каждом из нас есть немного Кафки. Не стоит удивляться, что в списке нет ни одного женского имени: я восхищаюсь мужчинами, и, мне кажется, это прекрасно.
Я люблю находить «свое» в писателях: например, очень люблю Дэниела Киза и Ирвина Ялома, а Cомерсет Моэм вообще пишет так, как я думаю. Кстати, вот Эйнштейн еще однозначно бы был «моим» человеком – я прямо чувствую с ним «Вот да, братан!»
Что бы я спасала, будь у меня две минуты на все? Книги и картины. Конечно, если не считать жизненно важного. Еще в моей жизни недавно появился проигрыватель пластинок, так что, возможно, я попыталась бы и его вынести. Книги, в которых мы с подругой делали пометки и послания на полях друг другу, читая их по очереди, старые книги, которые остались у меня с детства. Рояль бы тоже попробовала спасти, но я его точно не вытащу.
Родители вложили колоссальные усилия в воспитание меня и моей сестры, и это стало фундаментом в формировании моей личности. И я хочу так же воспитать своих детей, которых, на минуточку, у меня пока что нет. Я уже представляю, как мы будем с детьми сходить с ума, рисовать, калякать, пачкаться в краске.
Мне кажется, детей нужно не заставлять учиться, а создавать в них желание узнать это самим. Так чтобы им самим хотелось наполнять себя знаниями, а не отбивать у них желание учиться, что происходит в нашей образовательной системе, по крайней мере, я это так испытывала на себе. Плюс образование пилит детей под определенные рамки, и это не совсем верно. Нужно вести, плавно и мягко направлять, но не пилить. Нужно, чтобы у ребенка была некая свобода, чтобы воспитывалось понимание, чего он действительно сам хочет. Хотя контроль должен быть, чтобы они не сбивались с пути в какую-то плохую сторону.
Я еще не встречала ни скульптора, ни художника, которые повлияли бы как-то на меня как на создателя. Мой путь к искусству – сугубо личный, внутренний процесс. Я не помню вообще имен каких-то современных деятелей искусства, не потому что они не делают что-то важное, а вот ну просто не помню я. Но я всегда за эксперименты и коллаборации!
Я чувствую, что могла бы сделать мир лучше, ощущаю в себе достаточно сил для этого.
Комментарии (0)