• Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Женщины в белом

Руководитель музея водоканала и председатель Арт-медиа центра «Коммуна» Анна Степнова рассказала, как родилась идея уникального спектакля «Белое платье», и почему эту постановку о людях, возродивших Сталинград из руин, можно увидеть лишь один раз.

Текст: Ирина Юркова


Идея пьесы возникла в результате сотрудничества с Волгоградским музыкально-драматическим казачьим театром. В его репертуаре есть очень интересный спектакль «Гвардеец Сталинграда. Лестница времен». Это фактически история здания, где они размещаются, начиная с тех времен, когда оно было гимназией, заканчивая войной, когда там размещался госпиталь. Поскольку я все время продвигаю тему мирной интерпретации прошлого нашего города, мне во всем этом сюжете очень не хватало того, что здание было все-таки кинотеатром, и многие поколения его запомнили именно таким. Поэтому я предложила руководству театра добавить к спектаклю одну маленькую сцену, чтобы вывести боевые действия к моменту восстановления города. Я написала ее, принесла на коллегию театра. Там почитали, подумали и сказали: нет, надо делать из этого полноценную пьесу. В итоге текст был написан, мы подавали его на несколько грантовых конкурсов, но как-то не получалось выиграть. А в прошлом году стартовала прекрасная программа Фонда президентских грантов, и все сложилось. Мы собрали хорошую команду и начали воплощать идею на практике.

Пьеса родилась из обрывков реальных историй, мемуаров, писем и документов. А название «Белое платье» - из рассказа одного из моих знакомых. Учительница в школе, вспоминая о временах, когда она участвовала в восстановлении Сталинграда, говорила, как они мечтали, что наденут белые платья, пройдут по улице Мира, и мальчики, которые их знали такими неприглядными, в каких-то грязных страшных робах, наконец-то увидят, какие девушки на самом деле красивые. И это белое платье - оно как символ чистоты, женственности. Мы же с вами понимаем, что Сталинград своим восстановлением обязан женщинам. Они выжили в воюющем городе, спасли себя, своих детей и первыми начали возрождать его из руин. Поэтому и вся постановка - очень женская.

 

Самое трудное в создании этой пьесы было придумать любовную линию. Но без нее – никак. Ну что это за книжка, где про любовь - ни слова? Примеряла к разным героиням то так, то эдак. Нет, не вытанцовывается. Зацепилась все-таки за рассказ о рукавице, которую солдат бросил, когда эшелон шел мимо его дома. Так родилась сцена, в которой одна из главных героинь – Ольга – рассказывает о своем муже Федоре. В спектакле это самый лиричный, самый нежный момент. И исполнителя этой роли нашли не сразу. Примерно с четвертой попытки уговорили.

Увидев сюжет о спектакле по телевидению, дочь героини пьесы нашла мой телефон, позвонила и мы встретились. Эта солдатская рукавица открыла чудесную историю потрясающей женщины – жены и матери. Ольга Васильевна Долгополова – ближайшая подруга и соратница Александры Максимовны Черкасовой, именем которой названы добровольческие бригады, восстанавливавшие наши разрушенные города. Она была из тех, кто всегда оказывался в первых рядах: девушка-тракторист, руководила сначала женской, а потом и мужской бригадой. Когда приехал вербовщик из Сталинграда, Ольга поехала слесарем на «Баррикады», но ее тянуло к трактору – так она и перешла на Сталинградский тракторный, где и случилась у нее большая любовь. У Ольги уже был сын Ваня, только муж куда-то подевался. А здесь она познакомилась с рабочим кузнечного цеха Федором Долгополовым, родила ему еще двоих, а старшему сменили не только фамилию, но и имя – был Ваня, стал Вова.

Началась война, Федор ушел на фронт, а Ольга осталась одна с тремя детьми. В июле 1942-го и случилась та история с рукавицей: эшелон шел на фронт мимо дома Долгополовых, Федор бросил из поезда рукавицу с запиской, куском сахара и свистком, крикнув людям за окном: «Передайте Ольге Долгополовой!» Передали. А в 1944 он погиб под Севастополем – на Сапун-горе. После войны Ольга еще раз вышла замуж. И не по своей воле - дети ее замуж выдали. Лука был в плену и в концлагере, потом и наши его в лагерь приняли, но все ж выпустили – сумел доказать, что бежал, не сотрудничал с немцами. К Ольге прибился – чтоб научила за лошадьми ходить. Очень добрый человек был, ласковый. Дети Ольги в нем души не чаяли, папкой стали называть. Так Ольга решила, что детям нужно дать все – даже отца. Снова вышла замуж и в 42 года родила четвертого ребенка – Надю. Надежда Лукьяновна и рассказала нам эту историю. Ольга с Лукой хорошо жили, дружно. Из дома на Ангарском вечерами в театр ходили пешком. Но и сегодня без тени ревности его дочь говорит, что вся большая семья знает: в жизни Ольги была одна большая любовь – Федор. И самое удивительное: исполнительница роли Ольги Долгополовой Марина Ковалева напоминает Надежде Лукьяновне ее маму, и Митя Матыкин, наш режиссер, которого мы всей труппой уговорили сыграть Федора, тоже на него похож. И это какое-то невероятное стечение обстоятельств. Жизнь – великая придумщица, она всегда богаче, чем все, что мы можем вообразить или намечтать. Но мечтать нужно обязательно. Эти женщины хотели жить в большом красивом городе – и они свою мечту исполнили. Сами. Своими руками.

Роли в спектакле исполняют обычные волгоградцы, которых мы собирали традиционным способом: в первую очередь - через социальные сети. Также откликнулась пара изданий, разместив у себя информацию о подготовке спектакля, и ее увидели еще несколько человек. Ну и плюс мои коллеги - работники коммунального хозяйства разных уровней. Кто-то пришел сам, кого-то пригласила я. Например, мне очень хотелось, чтобы одну из главных ролей - Якова Петровича Потапова, начальника центрального водопровода в годы войны и значительное время после нее, сыграл наш заместитель директора по инвестициям Александр Жерноков. Не сразу, но это сложилось. И сейчас люди смотрят и говорят, что актер и прототип реально похожи друг на друга, но самое главное, что ему самому это безумно нравится.

На самом деле мы играем пятую версию изначально написанной пьесы. Так вышло, потому что мы решили, что не откажем никому, кто захочет в ней участвовать. Так что, когда уже стало понятным конечное количество актеров, нужно было дописать сцены, развить историю и ввести новых персонажей. Потом занялись сценографией под руководством Алексея Перловского. Костюмов, кстати, пришлось шить всего несколько. Изначально сама концепция этого проекта - не просто поставить спектакль, а показать, как волонтеры XXI века примеряют на себя роли добровольцев сороковых годов прошлого столетия. Не было цели добиться стопроцентного театрального эффекта. Я не хотела традиционных картонных декораций, точного попадания в костюмы, аутентичных до последней пуговицы. Мы понимали, что, скорее всего, будет сложно одеть женщин на финальную сцену в платья того времени, но при этом были уверены, что костюмы для работы на стройке они сумеют организовать себе сами. Может быть, режиссер было нелегко с этим согласиться, но мне важно, чтобы все же были видны эти стыки века нынешнего и минувшего. Поэтому вместо декораций у нас видеопроекция, вместо реквизита - самое минимально необходимое. Но при этом все участники очень активно его подбирали: чайник, кружки, чугунок… Я из своего личного хозяйства притащила семейные реликвии: печатную машинку Mercedes, которую мой дед привез после войны из Германии, и фляжку, с которой еще один дед - двоюродный - закончил Великую Отечественную.

Изначально мы не очень понимали, как будет выглядеть музыкальное сопровождение. Но мне очень хотелось, чтобы прозвучали песни, которые были очень популярны в нашей стране, в Сталинграде, а потом почему-то оказались забытыми. В поисках нот к словам этих композиций я обратилась к музыканту и педагогу Дмитрию Арутюнову, который сказал, что все без проблем можно подобрать, приводи свой хор. Я еще пригласила нашего баяниста, который работает мастером водоканала. И как-то буквально за час все это сложилось в такую чудесную спевку, что мы решили: никаких фонограмм писать не будем. Так что все песни исполняются вживую, и я очень рассчитываю, что зрители, которые придут на спектакль, будут нам подпевать - слова мы напечатали на обороте программок, которые раздадут волонтеры при входе.

Спектакль будет сыгран всего раз, в Ночь музеев, на Мамаевом кургане, там, где вы до этого никогда не были и, вероятно, больше никогда не побываете: это действующий водопроводный объект со строгим пропускным режимом - те самые резервуары чистой воды под правой пяткой Родины-матери, обозначенные на военных картах, как высота 102, совершенно святое место для нашего города.

Мамаев курган, 19 мая, 21-00

Дата события:
19 мая 2018 года

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: