• Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

«Свидригайлов» или Туда и обратно

Накануне главной премьеры тринадцатого сезона Волгоградского молодежного театра режиссер и исполнитель главной роли рассказали о мистицизме Федора Достоевского и о том, как создать на сцене настоящий промозглый Петербург.

Текст: Ирина Юркова

фото: Павел Лащенов

Адгур Кове, режиссер-постановщик

Впервые я прочел «Преступление и наказание» в школе: роман стоял в программе учебника, а я обычно читал все заранее. Мне тогда было не просто интересно: пожалуй, это произведение произвело на меня очень сильное эмоциональное и интеллектуальное впечатление.

О Свидригайлове часто незаслуженно забывают, концентрируясь на Раскольникове со всеми его душевными метаниями. Но если взглянуть на все это комплексно, многоплановый и густонаселенный роман называется «Преступление и наказание» и в центре сюжета — реальное преступление Раскольникова и столь же реальное наказание за него. При этом побочный сюжет, который развивается фактически только в финале произведения, в последних частях, посвящен возможному преступлению и тому наказанию, которое накладывает на себя возможный преступник сам. И вот эта странность очень бросается в глаза. Я несколько раз перечитывал роман и никак не мог понять: почему до малейших подробностей разъяснена причинно-следственная связь поступков всех персонажей за исключением одного - Свидригайлова.

И ведь Достоевский так и не говорит нам самого важного — преступник тот или нет. Он останавливается на том, что описывает ситуацию как слухи, у которых могут быть разные трактовки: может было, а может нет, да бог рассудит. Но при этом Федор Михайлович дает нам в описании своего героя главное: внутренне сам Свидригайлов ощущает себя если и не преступником, то уж точно грешником. И вся линия поведения в последние дни его жизни связана с покаянием - человек подводит итоги своей грешной горемычной жизни. В нем огромная загадка, а я люблю загадки - на почве этого всего у меня и родилась инсценировка последних частей романа.

По моей задумке действие сопровождается музыкой Макса Рихтера, Филипа Гласса, Горана Бреговича и Анджело Бадаламенти - все в духе Дэвида Линча, практически, но дело здесь не только в личных предпочтениях, хотя я большой поклонник его творчества. Когда ставишь тот или иной спектакль, в попытке угадать его атмосферу и природу чувств, ориентируешься не только на актеров, но и на некий музыкальный ряд, который звучит в твоей голове и душе. Специально я никогда заранее музыку не подбираю. Очень редко. Обычно она возникает в процессе репетиций. Наверное, можно найти и рациональное объяснение: в основном выбранные мной композиторы - это современные минималисты. Они очень театральны по своей природе. Пожалуй, к ним можно было бы еще добавить Майкла Наймана. В этом спектакле одна из главных тем - мистическая составляющая, которую такая музыка только подчеркивает.

Театр - прежде всего, искусство визуальное, и зритель приходит сначала смотреть и только потом - слушать. Поэтому важно, чтобы все наши даже самые глубокие мысли были выражены в образной и яркой внешней форме. С нами над постановкой работал талантливый питерский художник Кирилл Мартынов - Петербург Достоевского у него в крови. Так что, каким бы светом не горели прожекторы на сцене, вы буквально кожей почувствуете мрачный и пронизывающий до глубины души город русского классика. А хореография, которая «рассыпана» буквально по всему спектаклю, усиливает впечатление - это творческая работа волгоградского балетмейстера Дениса Постоева, с которым нам уже довелось поработать вместе над другими проектами. Я искренне считаю, что он придумал уникальное пластическое решение, приходите и сами увидите.

 

Владимир Бондаренко, художественный руководитель Волгоградского молодежного театра, исполнитель роли Свидригайлова

Так уж сложилось, что в силу серьезного возраста произведения Федора Михайловича и множества его интерпретаций в театре и кино, образ Свидригайлова оброс штампами. К тому же даже сам Достоевский не говорит нам о своем герое ничего определенного.

В этой постановке мы пытаемся взглянуть на Свидригайлова иначе, не через слухи и репутацию, что следует за ним повсюду, а сквозь призму его поступков в последние дни жизни - получилась своего рода театральная фантазия о герое романа. И я не могу его полностью оправдать или назвать воплощением зла. Нельзя сказать, что он оболган, потому что его биография в романе все же определенного цвета и послевкусия. Но ведь потом, приняв решение уйти из жизни, он начинает лихорадочно давать распоряжения, которые очень человечны по своей сути, помогают нуждающимся, буквально меняя их жизни. В том, что он искренне любит сестру Раскольникова, тоже не приходится сомневаться - это действительно сильное чувство, которое настигло его на закате жизни. Значит, есть что-то в этом человеке такое, что бог дал ему испытать настоящую любовь. Ведь многим хорошим людям не приходится пережить подобное.

Мне кажется, вся эта история не ставит цели дать ответ, положительный человек Свидригайлов или нет - это просто анализ жизненной ситуации определенных людей, которые жили в России сто пятьдесят лет назад. Мы наблюдаем, почти подглядываем. Достоевский - великий мистик. Что-то он, вероятно, писал в этом герое с себя, может, это касалось тех вопросов и деяний, которые он сам себе не мог до конца объяснить. У Свидригайлова ведь по тексту очень много историй с видениями призраков, галлюцинациями, фантазиями на тему потусторонней жизни, есть ли она вообще и если есть, то какая. «Преступление и наказание» - это тот род сочной литературы, где каждая строчка наполнена смыслом.

Адгур Кове определил жанр своей постановки как «вояж» - Свидригайлов так называет само свое прибытие в Петербург. Но смысл неоднозначен: это и - буквально - путешествие из той деревни, откуда он не выезжал семь лет, и переход из этой жизни в потустороннюю через самоубийство. К тому же, здесь вояж можно расценивать не только как буквальное географическое перемещение из одного пункта в другой, но и как движение мысли, размышления, которые привели его к итоговому фатальному поступку.

Молодежный театр, 12 — 15 апреля, 24 апреля, 13 и 27 мая

Дата события:
12 апреля - 27 мая 2018 года

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: