Она снимает контент на грани фэшн-акционизма, промышляет зловещими дарк-образами и при этом запускает общенародный курс по разбору гардероба, служит персональным стилистом (самым дорогим в Петербурге!) и даже пробует себя в роли ведущей тревел-шоу Encore (спойлер: тонна обаяния!).
Локальный эквивалент — «женьки» — повсюду: в телеграме, на улицах и на уважаемых фэшн-плечах Ксении Соловьевой, Анастасии Рябцовой и Анны Слониковой. Пианистка и артизан лихо орудует резаком: у ее сумок (от Merit до Join) безупречное исполнение, вневременной дизайн и ничего лишнего.
Он переизобрел тапки. Вместо них теперь хомисы — обувь хомиков. Хомики — это самые модные девушки страны: например, Оксана Рим, Наталья Гольденберг и Маша Попова. Для них (и нас!) под брендом Homies выходят туфли на стыке дома и улицы, минимализма и милоты, уродства и прелести.
Переодела весь Петербург в смокинги JM Studio и недавно открыла первый бутик в «Пассаже», где раздает эталонный феминный стиль, замешанный на лучших итальянских тканях, идеальной посадке и жизни, богатой на торжества, приемы и важные ужины.
О Глаше пишет Dazed, она производит тинты с опорой на Пастернака, а выпускники ее курсов Angels MUA немедленно улетают в мейкап-космос. Кажется, Глаша и ее «ангелы» практикуют бьюти-социохакинг, формируя новый класс визажистов-брендов, вращающихся во всех сферах, кроме обслуживания.
В начале 1980-х делал пуховики из перин и парашютных обрезков, а сейчас его технологичные куртки Red Fox не снимают Федор Конюхов и Валдис Пельш. Ленинградский альпинист со швейной машинкой эволюционировал в производителя главных русских пуховиков, флисок и чуней.
Открыла сверхсовременное трикотажное производство на Петроградке и бутик на Большой Дмитровке в Москве. Ее кашемировые кардиганы с розами-барельефами и вязаные брюки (их невытягивающиеся колени — фэшн-загадка века) носят Оксана Рим, Снежанна Георгиева и Виктория Шелягова.
Превратил свою строительную компанию в бренд, который феноменально работает со смыслами: чтобы старшеклассники могли прокачать софт-скиллс, открыли «Школу лидеров будущего», а чтобы петербуржцы помнили свою историю, — экспозицию «Блокадный мемориал» в партнерстве с Домом культуры Льва Лурье.
Возглавляет команду-лидер Континентальной хоккейной лиги, руководит штабом сборных страны, тренирует молодежную сборную России и уже 13 лет строит мультивселенную вокруг главного хоккейного клуба Петербурга (плюс молодежка СКА-1946 в этом сезоне снова завоевала чемпионство!).
С командой в 2023-м громко отметили 20-летие Смешариков — первых и самых популярных мультперсонажей анимационной студии из Петербурга, ставшей медиаимперией: 500 сотрудников, 40 миллиардов просмотров на 30 языках в 160 странах.
Его компания «Нева Тревел» спроектировала и вывела на линию Петербург — Кронштадт сверхновые прогулочные суда — скоростные катамараны проекта «Котлин», построенные на Средне-Невском заводе: сейчас это самый быстрый способ домчать от Эрмитажа до «Острова фортов».
Основатель первой и единственной российской компании, разработавшей и внедрившей собственную ИИсистему in vitro диагностики (все процессы автоматизированы!) и создавшей оригинальные прорывные методы терапии инфарктов, инсультов и костных деформаций стволовыми клетками.
Александр виртуозно организует вокруг себя локальную арт-сцену (два самых сильных художественных объединения последних лет «Север-7» и переродившиеся из него «Цветы Джонджоли» — его рук дело) и придумывает новые жанры, а Лиза дает всему этому определения.
Грандиозная персональная выставка «Орфей в Аиде» в Marina Gisich Projects, где кроме 90 живописных работ Пушницкий показал видеоарт и 9-метровую инсталляцию. Он экспериментирует не только с формой, но и с нарративом: в этом году художник опубликовал свое третье философское эссе «Пятница».
Рисунки Сергея — фовистские, но очень милые коты, архитектурная графика и поп-арт-цветы — выставляются в Государственном Эрмитаже, Русском музее, KGallery и музее-заповеднике «Царицыно». Его «неровный» леттеринг стал одним из ДНК Петербурга — почерком города.
В 2024 году отметил 70-летний юбилей, выпустил 700-страничный opus magnum «Эпоха модерна в поисках классической традиции» и прямо сейчас участвует в подготовке большой ретроспективы главного немецкого романтика Каспара Давида Фридриха в Эрмитаже.
Развивает тему мицелия, заложенную в арт-традицию города на Неве Сергеем Курехиным и Владом Мамышевым-Монро, а еще помещает персонажей из русских сказаний, японских аниме и китайской мифологии на колесо сансары на выставке-интервенции «Лес тысячи духов» в Музее истории религии.
Раскрыл механизм работы TAARs — рецепторов следовых аминов (молекул — «двоюродных братьев» дофамина и серотонина), который позволит препараты без побочных эффектов против депрессии, шизофрении, болезни Паркинсона и СДВГ.
В родном университете совершила революцию софт-скиллс, доказав, что эмоциональный интеллект не менее важен, чем физика и инженерия, и строит под Петербургом научно-образовательный центр «ИТМО Хайпарк» с прозрачными стенами и плоскими аудиториями.
За свою 30-летнюю карьеру открыл 20 древних ящеров — больше, чем кто-либо из отечественных ученых. Среди его находок волгатитан и сибирский пситтакозавр. А также 300 научных трудов о доисторических животных и 40 экспедиций.
Директор АНО «Пропповский центр» и руководитель исследовательского проекта «Прагмема» провела в экспедициях годы, записывая и сохраняя с единомышленниками и студентами хрупкий мир культуры севернорусского крестьянства.
На его счету шесть полетов на орбиту, восемь выходов в открытый Космос и две звезды героя. В общей сложности он провел на орбите 803 дня, установив мировой рекорд, который продержался в течение почти 10 лет. Сейчас космонавт руководит российскими пилотируемыми полетами на орбиту.
Руководит проектом, призванным спасти легендарную античную Пальмиру в Сирии. Благодаря Наталье Федоровне и ее команде началась реставрация знаменитой Триумфальной арки Пальмиры, продолжаются работы с античными архитектурными сооружениями в Севастополе.
Звезда МДТ выходит на сцену в роли Аркадиной в «Чайке» и Катерины Ивановны в «Братьях Карамазовых». А в кино появляется избирательно, зато всегда масштабно и в новых амплуа! Например, в сериале «Великая. Золотой век» Боярская примерила корсеты и противоречивый образ Екатерины II.
Одела все главные сказки этого года — «Летучий корабль» (1500 костюмов!), блокбастер от продюсера Сергея Сельянова «По щучьему велению» (Никита Кологривый за Емелю, кассовые сборы за миллиард рублей) и «Огниво» (премьера — в октябре, рейтинг ожидания — 99 %).
Выпустил шесть фильмов (и уже готовит следующий секретный проект «Жар-птица»!). Фанаты зовут автора «Сказки для старых», «Снега, сестры и росомахи», «Наследия», «Отпуска в октябре», «Поедем с тобой в Макао» и «Надо снимать фильмы о любви» первым культовым режиссером современной России со времен Балабанова.
Выпускник Вениамина Фильштинского, сооснователь театра Fulcro, музыкант рок-группы Chili Cheese и главный краш Петербурга стал сверхновой звездой российского кино: сыграл Сергея Разумовского, айтишника-миллиардера с расстройством идентичности, в серии кинокомиксов про майора Игоря Грома.
В этом году она взмывала в небеса летчицей-валькирией в «Воздухе» Алексея Германа-младшего, перевоспитывалась как Золушка-мажорка в компании Милоша Биковича в «Холопе-2», дружила с чучелом хорька в драмеди «Морозко», училась выстраивать коммуникацию с нейроотличным сыном в «Вике-ураган», смешила в «Беспринципных».
В этом киногоду Волков добавил в фильмографию проекты из «А-листа» — сыграл протагониста в отличной докудраме «Крецул», байопике об ослепшем дзюдоисте-чемпионе, и стал «российским Серканом Болатом»в адаптации суперуспешного турецкого телехита «Постучись в мою дверь».
15-летний актер из Петербурга сыграл в главном кинохите 2024 года — сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» режиссера Крыжовникова о жизни казанских ОПГ в конце 1980-х: Кемстач всего за 8 серий из хрупкого и смущенного подростка Андрюши перерождается в беспощадного группировщика Пальто.
Взял вектор на сольную карьеру телеведущим: лихо ведет «Маска. Танцы» на СТС, на очереди — новое шоу о Петербурге. Но и со «Шляпниками» у Музыченко сплошные премьеры: записали бэнгер для санудтрека к «Майору Грому: Игра», выпустили неожиданно лирический альбом «По ходу люблю».
Работает с одним из лучших коллективов мира: его артисты поют, танцуют, дают открытые уроки петербуржцам и ночные концерты в церквях. Для Полонского исполняют не только литургические мотеты и эпичные «Страсти по Матфею» Баха, но и музыку современных композиторов.
Его кружочки в Telegram вы точно видели, а экспериментальный флоу узнаете с первых интонаций. Бабушка привила ему любовь к языкам; Young Thug и Yung Lean — к рэпу, а хитовые треки Hurtz, «Хайегохо» и совместки с Егором Кридом и Big Baby Tape принесли сотни тысяч стримингов и закрепили в топах чартов.
2024 год Ева встречает в статусе абсолютной инди-дивы. Настоящая, но в меру скромная легенда интеллигентной электроники, выпустила впервые за шесть лет сольный альбом-высказывание и отправила нас всех в «Открытый космос», где обитают нарядный трек «Падаю», мелодраматичный Verdi и немного «Печаль».
Евангелист джаза в России Давид Голощекин основал первую и единственную в стране государственную Филармонию джазовой музыки. И раздает вайбы на весь город: его авторская программа «Весь этот джаз» на радио «Эрмитаж» — портал в мир джаза высоких стандартов Майлза Дэвиса и Дюка Эллингтона.
Написал сенсационный литературный путеводитель по петербургским некрополям «Зоны отдыха». Книга моментально стала бестселлером — элегически настроенные петербуржцы разбирают ее в «Подписных изданиях» и дарят друг другу на день рождения (да!).
Написал «Три века архитектуры Санкт-Петербурга» — самую полную и подробную книгу о зодчестве и градостроительстве в Петербурге, Петрограде, Ленинграде и опять Петербурге. В трехтомник («Классический город», «От классики к модерну» и «Век модернизма») вошло действительно все.
В 2024 году выпустила в издательстве Ad Marginem (совместно с культурным проектом Центр «Зотов») книгу для взрослых и Подростков «Страна конструктивизма. Атлас новой жизни».
Спродюсировали самую важную выставку 2024 года — тотальную инсталляцию о блокаде «Город-герой Ленинград» — к 80-летию освобождения от осады. Собрали 600 артефактов на 4 000 квадратных метрах, записали аудиоспектакль, привлекли более 50 музеев, частных коллекционеров, библиотек и архивов.
Ректор-суперзвезда отреставрировал здание и общежитие, привлекает к постановкам молодых хореографов вроде Максима Севагина (воспитанник академии!), устраивает выпускные спектакли на сцене Мариинского театра и вместе с уникальным штатом преподавателей растит новое поколение этуалей.
Первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства взял новый курс на выставки-блокбастеры. Самую масштабную экспозицию живописца-историка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Корпусе Бенуа посетило более 300 тысяч человек — абсолютный рекорд!
Сегодня «Антон» — один из главных городских ньюсмейкеров в области культуры, а команда фонда делает классные события, которые объединяют петербуржцев, ставят спектакли в БДТ, танц-перформансы и инклюзиклы на Новой сцене Александринского театра.
Завершили 20-летнюю реставрацию единственного сохранившегося памятника рококо в России — Китайского дворца в Ораниенбауме, пересобрали Верхний сад в Петергофе, провели балетный опенэйр-фестиваль, затеяли культурный эндьюранс-проект «Шагаю по Петергофу» и побили все рекорды посещаемости.
Почти десять лет назад открыл первый в России конно-драматический театр «ВелесО». Здесь сцена — 4 гектара, зрителей встречают 9 актеров-коней, а вы, возможно, встретите себя, потому что все в «ВелесО» — и дао спектакля, и дождь с солнцем — происходит так, как и должно произойти, а иначе и быть не могло.
Звезда БДТ, ранее известная как Федра, Раневская, Гертруда, Кабаниха и Королева Елизавета, успела поработать и с Марком Захаровым, и с Анатолием Васильевым, а в 2024-м блистает в бенефисной роли княжны Плавутиной-Плавунцовой в главной премьере театрального сезона «Холопы».
Его Александринский театр — междисциплинарный центр с бережно собранной яркой молодой командой и громкими премьерами в каждом сезоне (авторы — и мэтры, и многообещающие ньюкамеры). А еще — технически безупречная Новая сцена со своим ТВ, инклюзиклами, перформансами и акусматической музыкой!
Две суперзвезды современного танца сошлись на сцене БДТ в «Дуо», главной балетной премьере сезона. Спектакль получился самым что ни на есть гезамткунстверком: контемпорари-хореографию поставил Павел Глухов, партитуру написал Алексей Ретинский, а вокальные партии исполнил ансамбль «Толока».
За два сезона стал звездой Ленсовета. В «Обыкновенной истории» Романа Кочержевского он играет (не уступая мэтру-партнеру Александру Новикову!) превращение Адуева-младшего из восторженного юноши в циничного пошляка, а в «Недоросле» нашел новый подход к хрестоматийному образу Митрофанушки.
Поставила в Доме Радио спектакль-путешествие Youkali на музыку Курта Вайля, перенесла на Новую сцену Александринского театра перформанс Love Will Tear Us Apart, а для Дягилевского фестиваля в Перми готовит масштабную премьеру оперы концептуального французского композитора Паскаля Дюсапена «Страсть».
Сверкающее вау и бисквит для наших нейронов. Ради его роликов на стыке модернизма отсталости и отборной кринжатины мы строем ходим в YouTube, только его тг-канал Kuruchbro не тронут всеобъемлющим мьютом.