Всплывающая галерея Олега Устинова llil.space открыла второй сезон. Об авторах, концепции проекта и коллаборации с TZVETNIK’ом. Разбираемся что к чему. Впервые материал был опубликован в совместном с компанией "СБЕР" коллекционном арт-номере май-июнь 2021.
Полная версия доступна по ссылке.
Создатель и куратор поп-ап-галереи llil.space — художник Олег Устинов, выпускник Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, долгое время работавший в Москве. Он занимается живописью, графикой, создает скульптуры, а также экспериментирует с музыкой. В 2000-е Олег был участником группы «Жаба и Чорт», критикующей общество потребления. Это было важным этапом художественного становления. По его мнению, в тот момент в Ростове-на-Дону не было достойных выставочных пространств, и молодые художники, в том числе арт-группа Устинова, были вынуждены выставляться в заброшенных ДОТах, салонах дорогих штор и других местах, не предназначенных для искусства. В каком-то смысле подобный порядок дел в дальнейшем стал одной из причин создания llil.space как ситуативной поп-ап-галереи, не привязанной к месту и времени.
Олег Устинов по-прежнему советует молодым художникам оставаться автономными: работать с улицей в ключе поломанного стрит-арта и использовать нетипичные пространства, заброшенные здания, магазины и т.д.
llil.space: первый сезон
Открытие поп-ап-галереи Устинова в январе 2018 года стало громким событием для художественной жизни Ростова-на-Дону. Во многом причиной тому стало участие в выставке живописца Якова Джугашвили, правнука Сталина. При совместной работе со вторым автором первого сезона llil.space Софией-Жозеф Ру его живопись стала почти абстрактной.
О выставке тогда писали все местные СМИ, и вокруг галереи толпились люди, желающие посмотреть на работы родственника Сталина вживую. Олег признается, что здесь, безусловно, присутствовал элемент провокации, но
Идея создать галерею llil.space на тот момент уже давно существовала, в собственности у Устинова как раз было подходящее помещение, которое требовало ремонта. Оно располагалось на первом этаже многоквартирного дома. Тогда-то художник решил оформить его в white cube и подготовить для проведения выставки, вход на которую осуществлялся бы через обычный подъезд. Таким образом, у посетителей пространства дважды возникала подмена ожиданий: получая адрес, они думали, что попадут в галерею. Добираясь до входа, понимали, что попадут на квартирник. Зайдя внутрь, они все же оказывались в полноценном выставочном зале со сложной экспозицией.
Еще одним значимым событием первого сезона llil.space для самого Олега Устинова стало открытие художницы Любови Кулик, для которой он провел персональную выставку «Бесконечная весна» в марте того же 2018 года. Любовь — 75-летняя художница, которая занимается ручной вышивкой, росписью по дереву и скульптурой. Их знакомство состоялось незадолго до выставки, в ходе решения технических вопросов по ремонту будущей галереи, в ЖЭК’е. Там Олег и увидел сложно выполненную работу Любови Кулик и уже через 4 месяца показал ее в llil.space. Сейчас художница продолжает свою деятельность и успешно выставляется в Москве.
После первого сезона у поп-ап-галереи был долгий перерыв. Устинов активно занимался живописью, писал книгу, проводил выставки, и вот спустя 2 года llil.space запустила второй сезон, в котором вновь участвуют художники, приглашенные из других городов. Первая выставка сезона прошла совместно с проектом TZVETNIK.
Кураторский проект, основанный Натальей Серковой и Виталием Серковым. С одной стороны, это сайт-агрегатор, который собирает выставки со всего мира по ряду специфических принципов — их интересуют в первую очередь художники, которые делают очень «объектные», фактурные работы, не всегда поддающиеся быстрой интерпретации. С другой стороны, TZVETNIK — это полноценный кураторский проект, в рамках которого организовываются выставки (москвичи знают их по выставочным проектам в галерее ISSMAG). Словом, TZVETNIK представляет новый взгляд на форму выставки в целом, предлагая зрителю бесконечный поток проектов, собранных со всего мира, а также изощренные, зачастую спектакулярные выставки на площадках по всему миру (которых на самом деле и площадками не назовешь).
Коллаборация с TZVETNIK стала компромиссом между взглядами на искусство основателей проекта и Олега Устинова. Если TZVETNIK формирует художественную ситуацию, параллельную институциональной, считает, что за музеями закреплена элитарность, а значит, они должны быть «уничтожены», что произведения не должны быть физическими и искусству достаточно документации, то Олег Устинов согласен с этим лишь частично, поддерживая идею, что искусство требует быть увиденным воочию. Таким образом, зрителю представилась возможность вживую увидеть циркуляцию: сравнить собственные наблюдения с оптикой инстаграма. В выставке TZVETNIK llil.space выступил принимающей стороной, предоставляющей художникам полную свободу действий. Инсталляция вдохновлена канцелярностью пространства, создает ощущение покинутого офиса.
llil.space: второй сезон
Открытие второго сезона действительно прошло в офисном здании на Буденновском, 27. Сам Олег Устинов считает, что работа со сложными пространствами всегда интересна, так как требует сложных решений. Тут вновь откликается его идея об использовании нетипичных пространств.
Следующее событие сезона — выставка Сергея Браткова, двукратного участника Венецианского биеннале, одного из основателей художественной группы Fast Reaction Group. Сам Олег Устинов учился у него по направлению «Фотография, скульптура и видео» в Школе Родченко.
Изначально llil.space не подразумевала деления на сезоны. Олег активно поддерживает идею о том, что его поп-ап-галерея имеет стихийный и ситуативный характер и передвинется вместе с ней в любую точку мира. Основная функция проекта — создание живой циркуляции: возможность привозить художников, которых llil.space считает актуальными и значимыми в контексте олицетворения тренда, в Ростов-на-Дону, а также открывать новые лица для локальной арт-сцены. Ценность галереи заключается в полном отсутствии привязки к месту, времени и пространству. Главной причиной успеха llil.space Олег Устинов считает то, что они создают выставки без привязки к месту. Они бы выглядели точно так же в любой точке мира — от Ростова и до Нью-Йорка.
Текст: Екатерина Ниле
Комментарии (0)