18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Поделиться:

Архив клуба Tamtam: как одевались панки, скинхеды и главные рок-н-рольщики Петербурга?

Посмотрев фильм о легендарном (и в данном случае это факт) клубе Tamtam, открывшем группы «Король и Шут», «Сказы леса», «Последние танки в Париже» и «Югендштиль», мы попросили его режиссера Ивана Бортникова сделать для нас гид по стилю звезд рок-тусовки. 45 уникальных кадров и дикие образы петербургских хардкорщиков — такого вы еще никогда не видели!

Коллектив клуба Tamtam, 1993 год

Коллектив клуба Tamtam, 1993 год

Когда в конце горбачевского периода в разваливавшейся стране открылись границы, потекли из стран заморских на горбах кавказских и плечах китайских тюки с «фирмовой» (и не очень) одеждой. Когда обклеенные скотчем коробки с пиратским записями и видеокассетами выставлялись на рыночных площадях больших городов. Когда присутствие иностранного слова на футболке расценивалось как залог качества, а полиэтиленовые пакеты с надписью «Marlboro» использовали вместо сумки. Именно тогда виолончелист советской супергруппы «Аквариум» после очередного возвращения из заграничного турне открыл в Петербурге место, изменившее творческую жизнь города и страны — легендарный, ставший культом клуб «Tamtam», который дал нам десяток хороших рок-групп и сформировал стиль петербургского андеграунда 90-х.

Этот клуб был прибежищем разных субкультур, существовавших на тот момент в городе. Там бывали все: от брутальных фанатов сайкобилли в бомберах и с причудливыми прическами до дредастых ценителей регги, отрезающих верх у шапки, чтобы выпустить на волю свою пышную растительность. Поэтому, чтобы понять, чем жили и как одевались первые рок-тусовщики новой России, нужно рассказать о каждой субкультуре подробнее. 

Фото: Елена Шумратова

Фото: Елена Шумратова

Фото: Елена Шумратова

Фото: Елена Шумратова

«Дурное Влияние» в Tamtam, фото из архива Дмитрия Петрова

«Дурное Влияние» в Tamtam, фото из архива Дмитрия Петрова

Группа Wine, 1993 год, фото из архива Екатерины Питерской

Группа Wine, 1993 год, фото из архива Екатерины Питерской

Wine, фото: Владимир Головенкин

Wine, фото: Владимир Головенкин

«Югендштиль» в Tamtam, фото: Александр Канаев

«Югендштиль» в Tamtam, фото: Александр Канаев 

Новая волна

Хотя основной пик активности фанатов нью-вейва пришелся на конец 80-х, в начале 90-х в городе существовала большая тусовка, которая поклонялась «The Cure» и «Talking Heads». Эти худосочные парни в темных очках и девушки в мужских безразмерных рубашках с ровными вырезами по бокам появлялись в клубе на выступлениях групп «Югендштиль» или «Петля Нестерова». Иногда публика забегала на концерты русских британцев «Wine», играющих музыку сходную по звучанию с «Blur» и «Oasis». Очень модную и в целом прогрессивную для того времени группу, живущую в своем «внутреннем Лондоне».

Фото из архива Сергея Стэпплтона

Фото из архива Сергея Стэпплтона

Бритоголовые панки из группы «Вибратор», фото: Александра Настальская

Бритоголовые панки из группы «Вибратор», фото: Александра Настальская

Exploited в Петербурге, фото из архива Кирилла Ермичева

Exploited в Петербурге, фото из архива Кирилла Ермичева

Фото: Александр Канаев

Фото: Александр Канаев

Панки «ТамТама»

Панки «ТамТама»

Панк-концерт в клубе Tamtam, фото: Александр Канаев

Панк-концерт в клубе Tamtam, фото: Александр Канаев

Панки «ТамТама»

Панки «ТамТама»

Панки

Если советские (ленинградские) панки могли носить что угодно — от свитеров до косух, то панки российские (петербургские) пытались копировать стиль с западных звезд жанра. Тогда в почете были «Exploited».

Кислотный ирокез, самодельный прикид из пришитых логотипов групп, заклепок, модернизированных джинсовых курток и косух, берцы, иногда «Мартинсы», на шее побольше железного (например, толстущая цепь от унитаза с болтающейся бритвой на шее), клетчатые драные штаны или джинсы — так выглядел аутентичный российский панк. Впрочем, облик «тамтамовского» панка постепенно трансформировался — лишился своего ирокеза. Отчасти это было продиктовано нашествием скинхедов в начале 90-х годов: они ревностно относились к «петушиным гребням» на голове.

Фото: Александр Канаев

Фото: Александр Канаев

Скинхеды

Скинхеды 

Фото: Александр Канаев

Фото: Александр Канаев

Скинхеды

Скинхеды

Скинхеды

Вышедший в 1992 году фильм Джеффри Райта «Romper Stomper» (в русском переводе «Скины») произвел эффект разорвавшейся бомбы. Завезенный пиратами фильм стал хитом среди петербургской молодежи. В главной роли блистал тогда еще мало кому известный актер Рассел Кроу. Его герой — бритоголовый татуированный скинхед Хэндо — стал образцом крутости для многих неокрепших умов, озлобленных нищетой и гайдаровскими реформами. Молодые и дерзкие сбривали свои волосы мамиными машинками, набивали свастику, одевали короткие куртки, камуфляж, покупали подтяжки и тяжелую обувь. Некоторые из них бывали агрессивны и могли запросто начать драку. Впрочем, иногда кулаками размахивали и настоящие ковбои. 

Фото из коллекции Иры Барановой

Фото из коллекции Иры Барановой

Дан Шувалов, Stunnin Jive Sweets, фото из архива Кирилла Ермичева

Дан Шувалов, Stunnin Jive Sweets, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы, фото из архива Андрея Бояршинова

Рокабиллы, фото из архива Андрея Бояршинова

Фото неизвестного автора

Фото неизвестного автора 

Рокабиллы, фото из архива Сергея Обумова

Рокабиллы, фото из архива Сергея Обумова

Рокабиллы из Петербурга в Москве, 1990-е, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы из Петербурга в Москве, 1990-е, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы

Ребята в ковбойских шляпах, кожаных штанах и сапогах появились еще в СССР. Слушали они в основном Элвиса Пресли и музыку американского Юга. Смотрели фильмы про ковбоев — «Хороший, Плохой, Злой», «Дикая Банда» или облюбленные советским прокатом «Золото Маккены» и «Чингачгук-Большой Змей».

На момент создания «ТамТама» тусовка рокабиллов сильно разрослась. Появились рокабильные группы, рокабильные татуировщики и даже рокабильные парикмахеры. Кроме того, вышедший в 1991 году фильм «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» о высокоскоростных приключениях Микки Рурка и Дона Джонса вдохновил ленинградских «парней с дикого запада», купить мотоциклы и сблизиться с тусовкой байкеров.

Scary Boom, фото из архива Кирилла Ермичева

Scary Boom, фото из архива Кирилла Ермичева

Афиша группы AWAQUA

Афиша группы AWAQUA

Сайкобилли в Тamtam, фото из архива Нины Леонтьевой

Сайкобилли в Тamtam, фото из архива Нины Леонтьевой

Сайкобилли в Tamtam, фото из архива Кирилла Ермичева

Сайкобилли в Tamtam, фото из архива Кирилла Ермичева

Сайкобилли

Взявшие за основу мотивы рокабилли и добавив скоростного панк-рока американцы «The Cramps» и британцы «The Meteors», создали каноническое звучание сайкобилли — бешенной сумасшедшей музыки, вдохновленной дешевыми фильмами ужасов и телевизионной научной-фантастикой. Фанатов сайкобилли называли «психами». И эти самые «психи» часто появлялись в клубе «ТамТам».

Именно Петербург начала 90-х стал сайкобилли-столицей России. Первый альбом отечественного сайко был записан петербургской «The Meantraitors» в далеком 1991 году, а уже примерно к 1994 году в городе появилось около десятка команд, играющих быстрые ритмы нового для нашей страны жанра.
«Психи» были, пожалуй, одной из самых стильных субкультур «ТамТама». Очень точно описывает их облик писатель и музыкант Кирилл Ермичев в книге «Русская психатака»:

«Итак, облик сверху вниз: flet top (от 2 до 50 сантиметров), клубная куртка, бомбер, реже — косуха, зауженный к низу “Левис” цвета индиго, Dr. Маrtens, манная каша, кеды “Converse”. Аксессуары — брелоки в виде черепов, бильярдных шаров и игральных костей, кошельки на цепочке, широкие . ремни с большими пряжками. Символика — крест пати (известный нам больше, как “железный крест”), летучие мыши, туз пик, число “13”, бильярдный шар номер 8. Орнамент — шкура леопарда».


Носить длинные волосы в то время было позорно 

Помимо обязательных аксессуаров одежды и «стоящих» причесок, настоящий «псих» должен был иметь татуировку. Змеи, герои комиксов, игральные карты, монстры, черепа, пиратская символика и даже индийская свастика. В те смутные годы роспись на теле имели в основном представители уголовного мира, поэтому, завидев «психов», откинувшиеся с зоны граждане нередко делали попытки применить силу, проще говоря ударить кулаком по лицу.

Хардкор-тусовка

Хардкор-тусовка

Группа Dolphins

Группа Dolphins

Гримерка «ТамТам», фото: Александр Канаев

Гримерка «ТамТам», фото: Александр Канаев

Группа Beerocephals, 1991 год, фото: Рустам Султанов

Группа Beerocephals, 1991 год, фото: Рустам Султанов

Группа Beerocephals, 1991 год, фото: Рустам Султанов

Группа Beerocephals, 1991 год, фото: Рустам Султанов

Илья Маррадер, фото: Александра Настальская

Илья Маррадер, фото: Александра Настальская

«Маррадеры»

«Маррадеры»

Хардкорщики

Публика хардкор-тусовок в «ТамТаме» хоть и имела «официальную» униформу, отличалась яркими чертами. Носить длинные волосы было позорно. Длинноволосые люди ассоциировались в лучшем случае с хиппи (которых хардкорщики не любили) или с ценителями русского рока (что было еще хуже). Клетчатые рубашки, вещи не по размеру, пирсинг и тату. Девушки, приходящие на подобные концерты, предпочитали одеваться винтажно по гранжу: затертые не по размеру джинсы, черные очки, длинные волосы в хвосте и минимум косметики.

Markscheider Kunst, фото: Анатолий Антонов

Markscheider Kunst, фото: Анатолий Антонов

День рождения Серафима Макангилы, фото: Анатолий Антонов

День рождения Серафима Макангилы, фото: Анатолий Антонов

Dr. I-bo-Lit, 1995 год, фото: Анатолий Антонов

Dr. I-bo-Lit, 1995 год, фото: Анатолий Антонов

День рождения Серафима Макангилы, фото: Анатолий Антонов

День рождения Серафима Макангилы, фото: Анатолий Антонов

Раста

Несмотря на преимущество агрессивных жанров на сцене клуба, по будням в «ТамТаме» играла другая музыка. Часто бывали регги-пати, на которых, помимо обозначенного жанра, можно было услышать этническую, латиноамериканскую и даже африканскую музыку. В такие дни могли выступить «Rainbow Army Band» или приезжие гости, например, Гера Моралес. На тусовке можно было встретить не только подростков в вязаных шапках раскраски ямайского флага, но и настоящих представителей африканского населения — студентов по обмену.

Одним их таких был Серафим Макангила из Конго  — яркий пропагандист солнечной и теплой музыки африканского континента и будущий участник Markscheider Kunst, на концерты которых приходила менее контркультурная и более интернациональная публика. На концертах группы принято было танцевать, а не бросаться в слэм, поэтому люди были часто при параде. Девушки — в платьях с цветочным принтом. Парни — в гавайских рубашках и брюках. 

Художник Алексей Михеев, фото: Александра Настальская

Художник Алексей Михеев, фото: Александра Настальская

Художник Алексей Михеев и татуировщик Александр Танкович, фото из архива Алексея Михеева

Художник Алексей Михеев и татуировщик Александр Танкович, фото из архива Алексея Михеева

Внутри клуба Tamtam, фото из архива Екатерины Питерской

Внутри клуба Tamtam, фото из архива Екатерины Питерской

Художник Алексей Михеев, фото из архива Алексея Михеева

Художник Алексей Михеев, фото из архива Алексея Михеева

Роспись клуба, фото из архива Алексея Михеева

Роспись клуба, фото из архива Алексея Михеева

Роспись клуба, фото из архива Алексея Михеева

Роспись клуба, фото из архива Алексея Михеева

Стиль «ТамТама»

Помещение клуба было оформлено культовым петербургским художником и татуировщиком Алексеем Михеевым, разработавшим свой уникальный стиль орнамента. Причудливые ломаные линии, похожие одновременно на письменность инопланетян и технические внутренности допотопного ЭВМ, покрывали стены клуба, создавая ощущения постоянного движения. Учитывая психоделическую атмосферу, родившуюся из увлечения эзотерическими книжками Блаватской и Карлоса Кастанеда и наркотиками, «ТамТам» можно было назвать «практически» религиозным местом. Даже администрация клуба, как священнослужители, ходила в серых военных кителях и черных однотонных футболках с фирменным логотипом.

Человек, попавший туда в первый раз, мог удивиться, как необычно живет и работает сообщество сектантов во главе со светлым тихим Севой Гаккелем. С тем самым Гаккелем, игравшим в группах «Аквариум» и «Поп-механика», не имеющим никого отношения к хардкору и панку, но ставшим для большого количества музыкантов данных жанров другом и наставником.

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: