Источники, вдохновившие Жозефа Наджа на создание спектакля: герой драматического этюда А.П. Чехова «Лебединая песня» Светловидов; свидетельства А.П. Чехова в книге «Остров Сахалин»: поэзия Осипа Мандельштама; книга Варлама Шаламова «Колымские рассказы».
"Работая с литературой, я читаю практически все, что написано интересующим меня автором и о нем. <…> Я люблю блуждать в лабиринте сносок и комментариев и никогда не делаю сценическую адаптацию конкретного произведения. Мой первый “литературный” спектакль – “Войцек” по Георгу Бюхнеру – был наиболее буквальным переводом литературного первоисточника на язык пластического театра, но даже там сюжет бюхнеровской пьесы служил не каркасом, на который я наращивал театральную плоть, а лишь толчком для моих фантазий. <...>То разнообразие форм, которое можно сейчас обнаружить в танце, в драматическом театре уже не найдешь. В нем ощущаются естественная усталость и исчерпанность. А может, это связано еще и с тем, что современный театр устал от нарратива. В танце его нет. Это всегда свободный полет образов». Джозеф Надж
Национальный Хореографический центр г. Орлеана,
Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова,
Театр де ля Виль, Париж
Хореография – Жозеф Надж Оригинальная музыка – Ален Маэ Художник по свету - Реми Николя Декорации, реквизит - Жюльен Флеро, Клеман Дира Маски и реквизит - Жаклин Боссон Костюмы - Франсуаз Япо Новый спектакль Жозефа Наджа вновь заставил художника размышлять на темы, которые в той или иной мере проявлялись во всех творениях автора от Comedia Tempio до Sho-go-gen-zo. Речь идет о времени и его природе, или, скорее, в данном случае, о том, каким образом память сопрягается со временем, с традицией, каким образом оно определяет наше отношение к истокам. На этот раз материалом для размышления и творческих поисков Жозефа Наджа послужили рассказы и короткие пьесы Антона Чехова.* Драматический этюд в 1-м действии «Лебединая песня (Калхас)» Чехова, написанная в самом конце 1886 –начале 1887 года стал литературной основой, толчком к созданию спектакля. Главный персонаж Светловидов (его имя означает «тот, кто видит ясно») – пожилой актер, оказавшийся поздней ночью один в старом театре. В этот вечер, в связи с 45-летием театральной карьеры актера, состоялся его бенефис в спектакле «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, где он исполнил роль прорицателя Калхаса. В тяжелой, похмельной голове старого актера проносятся воспоминания о прошлой жизни и карьере. Прослужив в театре 45 лет, он в первый раз увидел театр ночью, и его поразила «черная бездонная яма, точно могила, в которой прячется сама смерть», место, где граница между реальностью и иллюзией стирается, становится призрачной, размытой.
В пустом театре, предоставленном тьме и призракам, «черная коробка», сцена, становятся для актера или танцора пространством, одновременно пустым и наполненным памятью, что позволяет ему воспроизвести другое время, вытащить из памяти осколки прошлого, и по ту сторону своего собственного опыта вновь обратиться к источнику своего искусства.
Этот постулат стал основой нового спектакля Жозефа Наджа. Мириам Блоде "Шерри-Бренди" ("Творение"), 11, 12, 13 июля Мюзик-Холл Александровский парк, 4
Комментарии (0)