Вопреки крылатой фразе про отсутствие секса в СССР, постельные и пикантные сцены в советском кинематографе были. Мы изучили эволюцию оголения — от сталинских комедий до перестроечных хитов — и оценили их по пятибальной шкале.
«Любимая девушка», Иван Пырьев, 1940
К середине 1930-х годов в СССР правит бал легкий жанр. Многочисленные музыкальные комедии от передовиков режиссуры Григория Александрова и Ивана Пырьева воспевали товарищеские отношения полов. Постельная сцена между целомудренными героями казалась невозможной. Впрочем, Иван Пырьев в 1940 году зашел на опасную территорию. В «Любимой девушке» его супруга и муза Марина Ладынина играет незамужнюю беременную труженицу завода, которая, рассорившись с ревнивым отцом ребенка, рожает вне брака. Роковые разногласия между возлюбленными возникают во время разговора в постели. Немного спойлеров: как водится в советских комедиях, трудовой коллектив помогает возлюбленным помириться.
«Сорок первый», Григорий Чухрай, 1956
Фильм о внезапно вспыхнувшем чувстве между идеологическими противниками в годы гражданской войны. Снайпер Красной армии Марютка и белогвардейский офицер Говоруха-Отрок оказываются выброшенными на необитаемый остров. Страсти разгораются, когда, чтобы высушить одежду, героям приходится раздеться друг перед другом. Впрочем, исход отношений очевиден: между любовью и долгом советский человек всегда выбирал второе.
«Человек-амфибия», Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский, 1961
Фильм-лидер советского проката 1962 года разбил сердца тысячам зрительниц. Сцена знакомства Ихтиандра и Гуттиэре настолько же лирична, сколько и эротича: юноша с жабрами акулы (Владимир Коренев) спасает тонущую девушку (Анастасия Вертинская).
«Мне 20 лет» («Застава Ильича») Марлен Хуциев, 1962-1964
Как таковых постельных сцен в одном из лучших фильмов советской новой волны нет. Но чуть ли не впервые в кино СССР зрителю намекают на «одноразовые» отношения. Вернувшийся из армии Сергей Журавлев проводит ночь у девушки, с которой познакомился на танцах. Утром у них состоится диалог, в котором она спросит, уважает ли он ее теперь. Герой Валентина Попова успокоит ее, пообещает позвонить, но этого так и не сделает, а вскоре встретит настоящую любовь.
«Андрей Рублев», Андрей Тарковский, 1966
В картине Тарковского впервые на советских экранах появляются сцены языческой оргии и многочисленная обнаженная натура. Из-за них, а также насилия и жестокости в кадре, без купюр фильм был показан лишь в 1987 году.
«Еще раз про любовь», Георгий Натансон, 1968
Пронзительный фильм о любви физика и стюардессы по пьесе Эдварда Радзинского. В литературной версии Наташа в первый же вечер соглашается переночевать у Евдокимова и в постели признается ему в своих чувствах. В фильме объяснениям предшествуют несколько свиданий, но сцена не становится от этого менее чувственной.
«Любить», Михаил Калик, 1968
Культовый фильм для всех любителей советской новой волны. Эпизоды кинохроники в нем перемежаются с художественными новеллами, а советские реалии — с эпиграфами из ветхозаветной «Песни Песней». Плотский вариант выражения чувств в фильме воплощает короткометражка о юных жителях молдавского села, вместе заночевавших на сеновале.
«Бриллиантовая рука», Леонид Гайдай, 1968
Стриптиз Светланы Светличной в фильме «Бриллиантовая рука», пожалуй, самая известная эротическая сцена в массовом советском кино. Актриса после роли в картине Гайдая проснулась знаменитой, хотя до этого снималась и в «Любить», и в «Заставе Ильича».
«...А зори здесь тихие», Станислав Ростоцкий, 1972
Военная драма о подвиге женского взвода стала тем редким случаем для советского кино, когда даже цензурные органы признали оправданным наличие обнаженных тел в кадре. Чтобы показать, что война — мужское дело, режиссеру понадобилась сцена с купанием в бане, где обнаженные девушки, «которым еще рожать», непринужденно обсуждают друг друга.
«Солярис», Андрей Тарковский, 1972
Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля входит в число лучших фантастических фильмов в истории кинематографа, а еще в нем то ли девушку, а то ли видение, порожденное Океаном, тонко и точно играет юная и прекрасная Наталья Бондарчук.
«Романс о влюбленных», Андрей Кончаловский,1974
В мюзикле Андрея Кончаловского Елена Коренева бегает по пляжу в белой рубашке на голое тело, которую то и дело раздувает ветер. Сама юность, красота и поэзия. Чтобы усилить эффект, влюбленные герои в фильме разговаривают белыми стихами.
«Осень», Андрей Смирнов, 1974
Чтобы вернуть утраченные чувства, двое бывших любовников уезжают в глубинку, где предаются ностальгии. Эротические сцены в фильме по нынешним временам целомудренны, но в СССР фильм чуть не попал на полку, вызвав нарекания союза кинематографистов.
«Невероятные приключения итальянцев в России», Эльдар Рязанов, Франко Проспери, 1974
Итальянская актриса Антония Сантилли появляется в кадре обнаженной по пояс всего на несколько секунд, но это отличный повод включить комедию про Ленинград в топ самых волнующих советских картин. А почему бы и нет.
«Чужие письма», Илья Авербах, 1976
Один из лучших фильмов режиссера ленинградской школы Ильи Авербаха. Эротизм и магнетизм юной Светланы Смирновой несомненен. Во многом именно он придает достоверность психологической драме о болезненной привязанности девочки из неблагополучной семьи к пожалевшей ее учительнице (Ирина Купченко).
«Экипаж», Александр Митта,1979
Первый советский фильм-катастрофа стал одним из самых успешных в прокате. Этому способствовали землетрясения, взрывы и прочие спецэффекты. Хотя зрители полюбили «Экипаж» не только за экшн, но и за знаменитую эротическую сцену между героями Леонида Филатова и Александры Яковлевой.
«Подранки», Николай Губенко, 1979
Ностальгический фильм, в котором звучат великие стихи Геннадия Шпаликова. Но многим он запомнился не этим, а эпизодом, в котором молодая учительница предпочитает загорать топлесс на крыше.
«Москва слезам не верит», Владимир Меньшов, 1980
Лидер советского проката, лауреат премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и просто любимая многими поколениями зрителей лента не лишена эротизма. За него отвечают и Вера Алентова в сцене неудачной близости с Олегом Табаковым, и юная Наталья Вавилова, танцующая в нижнем белье и наушниках.
«Зимняя вишня», Игорь Масленников, 1985
Разведенная героиня Елены Сафоновой одна воспитывает сына, пытается устроить личную жизнь с Виталием Соломиным и иногда ходит голой по дому, эффектно подходя к окну (видимо, чтобы свет лег еще красивее).
«Маленькая Вера», Василий Пичул, 1988
Картина-символ перестройки, первой явно преодолевшая табу на секс на экране. Наталья Негода, сыгравшая в фильме главную роль, была признана лучшей актрисой 1988 года, а позже стала первой советской моделью, снявшейся в фотосессии для журнала Playboy.
«Интердевочка», Петр Тодоровский, 1989
Петр Тодоровский все сделал наперекор советским идеалам: героиней фильма стала проститутка, сцены изобилуют «обнаженкой», а жить «интердевочка» в исполнении Елены Яковлевой отправляется в Швецию. Правда, основная мысль фильма все же в том, что счастье там, где твоя Родина, какой бы она ни была.
Комментарии (1)