Заслуженный артист России, главный балетмейстер «Театра юных зрителей», экс-солист «Музыкального театра» и преподаватель Александра Устюгова отметил семидесятилетие. Он продолжает педагогическую деятельность и судит конкурсы спортивного и бального танца. Вместе с журналом «Омск.Собака.ru» Виктор Датикович вспомнил о начале карьеры, знакомстве с супругой и своих именитых учениках.
Почему именно балет?
Так случилось. Я всегда хотел заниматься танцами. Никто из моих предков и из близлежащих родственников не интересовался данным направлением, а я точно знал, что это мое. Я это чувствовал. Как и многие творческие люди, я человек сомневающийся. Перед любым выступлением я переживаю, нервничаю, болею, мучаюсь, а порой даже не знаю, что буду делать и как воплощу задумку режиссера. Но стоит мне ступить на сцену, две секунды - и я полностью в себе уверен. Я ощущаю какую-то поддержку свыше, ведение – значит, неспроста я связал свою жизнь с искусством.
И в жизни, и в творчестве вас долгие годы сопровождает супруга Тамара. Как вы познакомились?
Она дана мне Богом. Когда я еще жил в Свердловске, слышал о том, что в Омске есть прекрасная артистка – ведущая балерина Тамара Долганова. И однажды ее пригласили на просмотр в наш театр. Там мы и встретились. Мне хватило одного взгляда. Смотрю, а в дверях стоит худенькая блондинка с пышным хвостом в белом стильном костюме. Пикантная, яркая девушка – глаз не оторвать. Тут я себе и сказал: «Все, Тзапташвили, будем жениться». Встретились мы 2 июля, а 5 числа у нее был день рождения. Несмотря на свой выходной, я явился в театр с шикарным букетом белых пионов, в красивом костюме, ярком галстуке. Кстати, позже оказалось, что это ее любимые цветы. Было тепло, но пасмурно. Я вручил ей букет, она была тронута, а может, ничего и не поняла, но пригласила меня на торжество. После празднования мы пошли гулять, я понимал, что нужно действовать дальше – и, видимо, решил удивить ее еще сильнее. Мы шли по центру города с друзьями Тамары, мило общались, и с нами была немецкая овчарка Джерри. И вдруг я говорю: «Хочешь, искупаюсь в фонтане?». Не успела мне девушка ответить, а я уже разделся и нырнул в фонтан, а следом за мной и Джерри. Сам порой удивляюсь своим поступкам, но тогда впечатление я произвел, и мы вскоре поженились. В 2022 году будет 50 лет совместной жизни.
Чем вас привлек Омск, ведь вас приглашали работать в разные города, включая столицу?
После моей службы в армии – в 1976 году – мы с Тамарой планировали пробыть в Омске всего год. Начали поступать приглашения из Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Ташкента. Практически все музыкальные театры в СССР были для нас открыты, но в Омске был любимый педагог Тамары – Валентина Яковлевна Тулупова, и супруга хотела с ней еще поработать. Здесь нас приняли, как Чабукиани в Америке! Дальше все завертелось, закрутилось. И театр мы уже не могли подвести. Так и остались. Все, что ни делается – делается к лучшему. Я всегда был в этом уверен.
Вы хорошо знакомы и с сольными партиями, и с постановкой танцев, и с обучением артистов. Что ближе для души: овации лично вам или успех ваших учеников?
Все, к чему я прикасаюсь, я делаю с любовью. Работаю без халявы, иначе перестану себя уважать. Поэтому я люблю каждый этап своей деятельности. Как творческую личность я проявил себя очень рано. Мне не было шестнадцати лет, когда я попал в театральную трупу, и еще не исполнилось восемнадцати, когда я стал ведущим солистом балета. В то время я уверенно дублировал Мариса Лиепа и даже перекрывал его танец. Я знал, что нашел свое призвание, отдавался работе полностью. Да, я горел своим делом. И меня, естественно, посещали мысли, что когда-то это закончится, что наступит этот ужасный момент. Тогда в подростковом возрасте для меня это было равносильно смерти. При каждой мысли сердце сжималось невыносимо, было ужасно страшно. Время «творческой пенсии» пришло, но мы с Тамарой остались на сцене – переработали ведущими солистами восемь лет. Думаю, что продолжили бы и дальше – в 44 года я чувствовал себя в отличной форме. Но я считаю, нужно уйти вовремя – и двигаться в новом направлении. И уже в 1992 году я поставил два спектакля: «Моя прекрасная леди» и «Баядера» на выезде в Новокузнецке. Затем были вояж и бенефис, и у меня получился плавный переход к новой деятельности, которую я люблю не меньше, чем карьеру артиста.
Ваши ученики добиваются творческих и карьерных высот, помнят и уважают вас. В чем секрет?
Артистов я люблю, как и свою работу! Для каждого подбираю слова, мотивацию. Правильный подход важен не только при работе с артистами, но и при общении с детьми. Любой ребенок почувствует фальшь в ваших словах, а правде доверится. Можно постоянно хвалить человека, но без толку. Нужно сказать правильно, подобрать правильную форму. Талантливых артистов я вижу насквозь. Я по одному движению могу сказать, что выйдет из ребенка. Есть ли у него будущее в творчестве, будет ли он звездой, и если нет, то на какой дистанции он сойдет. Чудес я натворил в своей жизни очень много, включая жизненные ситуации со своими детьми и внуками. Главное, что они мне говорят, что счастье иметь такого отца и дедушку. И ученики помнят. Омск – это кладезь талантов в любой сфере, наша – не исключение. Ксения Пономарева в свое время уехала из ТЮЗа в столицу, сейчас она много снимается в кино, работает в «Театре мюзикла». Александр Устюгов стал востребованным российским артистом, а когда-то я его утвердил на роль Паука в «Мухе-Цокотухе». Я рад за успехи каждого своего ученика.
А еще важно знать, что
Дети Виктора Датиковича и Тамары Алексеевны талантливы не менее родителей. Старшая дочь Елена – хореограф. Младшая – Мария – заслуженный мастер спорта России по спортивным танцам. Легендарный балетмейстер уверен: чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Для него это закон. Артист любит делать подарки, возвращать деньги. Он отдает себя работе, семье, друзьям, ученикам, а взамен получает энергию, силы.
Текст: Евгения Толстых
Фото: Андрей Кудрявцев, архив ТЮЗ
Комментарии (0)