18+
  • Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Создательница школы Masters Полина Бондарева — о том, как научиться понимать современное искусство

Выпускница юрфака и Академии художеств Полина Бондарева основала школу Masters, где лекции по истории искусства, архитектуры, кино и арт-менеджменту читают Озерков, Чечот, Хорошилова, Малич, Ершов и Габриэль.

Полина Рашкина (Бондарева). Пальто и рубашка Prada (Prada)
Полина Рашкина (Бондарева), Пальто и рубашка Prada (Prada)

За три года вы прошли путь от никому не известных курсов до школы, где преподают только выдающиеся специалисты, проходят выставки и аукционы современного искусства, а с московским Мультимедиа Арт Музеем вы делаете совместный проект. Как так произошло?

Мы вовремя и правильно начали: оказалось, школа по истории искусств, где читают лекторы, лучшие из всех возможных, — как раз то, что было необходимо нашему городу. Слушатели сразу начали приходить — да так с нами и остались. От лекций по искусству классическому и современному мы перешли к кино, к музыке и теперь даже делаем выездные уроки на театральных и оперных фестивалях, от Перми до Байройта. Два года назад мы получили государственную образовательную лицензию — после годовых курсов мы выдаем диплом о дополнительном образовании.

Наше новейшее изобретение и предмет моей гордости — образовательная программа по арт-менеджменту, которая стартует в сентябре: тридцать спикеров, супернасыщенная программа. Очень своевременное нововведение, как я думаю, — индустрия искусства развивается, а специалистов не хватает. Кому-то может показаться, что быть куратором — это бегать по пушистым розовым облакам вслед за художниками-единорогами, но есть и практическая сторона дела: нужно уметь работать с материалами, документами, продвижением, идеями. Этому мы и научим.

Не слишком ли много кураторов сейчас приходится на душу одного петербургского художника?

На количество хороших художников в Петербурге, мне кажется, мы пожаловаться не можем, а вот выставляться им почти негде, так что в Петербурге никто не откажется от еще одного пространства, где показывают современное искусство.


На количество хороших художников в Петербурге мы пожаловаться не можем, а вот выставляться им почти негде

Действительно, где эти новоиспеченные специалисты будут применять свои навыки? Почему-то сомневаюсь, что в государственных музеях.

Да, неповоротливость государственных систем присутствует, но, мне кажется, все меняется. Например, ЦВЗ «Манеж» — хороший пример того, как госструктура смогла выстроить блестящий менеджмент, завоевать новую аудиторию и внедрить все обязательные для современной арт-институции слагаемые, от SMM до мерчандайзинга.

Ты сама продолжаешь учиться?

Конечно! Но не только в Masters — недавно почувствовала, что мне не хватает понимания, как строить свое дело дальше, и поехала в Сколково. Маркетинг, продажи, пиар, работа в команде, налоги, операционный менеджемент и так далее — всего десять модулей, которые очень помогли выстроить дальнейшую стратегию школы и, как ни странно, поспособствовали личностному росту. Представь — тридцать собственников больших бизнесов, крупных айтишников, владельцев заводов и пароходов, и все думают, что они очень умные. А тут из Петербурга приезжает девушка с какой-то маленькой школой по искусству. Это как самой кинуться на амбразуру — вот что такое учиться в такой группе. Сначала все было очень мило, а потом началось: нас постоянно проверяли публичными выступлениями, записывали на камеры, прессовали при всех, чтобы мы научились защищаться. А мне было интересно: как я смогу с этим справиться?


Такое у меня воспитание — я все время пыталась сэкономить. Так делать категорически нельзя

И как?

Справилась! Самой сложной была защита. Каждого попросили разработать новое направление в своем бизнесе. Я выбрала онлайн: представила аналитику по денежкам, по показателям, написала этапы развития, стратегирование, доходы, маржинальность. В комиссии сидели инквизиторы — меня пытали, были строги, но я защитилась.

Какие выводы ты сделала?

Расскажу о двух самых важных. Прежде я все делала малыми силами — действительно, у нас очень небольшая команда, всего пять человек. И — такое у меня воспитание — я все время пыталась сэкономить: тут сайт подешевле, здесь бумага потоньше. Так делать категорически нельзя. Более дешевый продукт мешает более качественной коммуникации — в результате ты больше теряешь, чем экономишь. Нужно делать юнит-анализ, понимать, на чем ты зарабатываешь, тратить соразмерно заработку — и обязательно вкладывать в качество. Я сделала выводы. Наняла еще специалистов. Теперь книжным магазином Masters занимается один человек, онлайн-журналом, единственным изданием в России, которое освещает только выставочные проекты, — другой. У нас в Петербурге любят экономить — и оттого часто ищут многозадачников. Это не всегда приводит к эффективности. Нехватка или отсутствие профессионалов приводят к застою, не стоит жалеть на них деньги. Также важно грамотно расставлять приоритеты. Раньше мы были в эйфории и соглашались вообще на все, что нам предлагали: «Да!», «Здорово!», «Давайте!», «Все красиво сделаем!» Сейчас мы вместо трех шагов сделаем один, а то и ни одного. Зато у нас есть больше времени и сил на важные для нас коллаборации — с Ассоциацией выпускников СПбГУ, с нашим соседом «Пассажем», который в этом году празднует 170-летний юбилей. Недавно мне предложили сделать франшизу Masters, и я задумалась, ведь, когда тебе предлагают деньги — сложно от них отказаться. Но потом я поняла, что это лишит меня свободы. И выбрала свободу.


Если глаза не горят, я говорю «Следующий!» — зачем терять время?

Иными словами, Сколково учит уважать себя и свой труд. Скажи, а как перевести работу команды с вертикального управления на горизонтальное, там учат?

Честно — я как раз ради этого туда и пошла! Я абсолютный управленец своего бизнеса, и прежде у нас все решалось только в ручном управлении. Конечно, это ошибка — думать, что без тебя не справятся, замыкать на себе все процессы и в итоге нести за все ответственность. Было время, я каждый пост в инстаграме проверяла — это уже нездорово как-то.

Нужно уметь замечать сильные стороны людей и их применять. Конечно, мне хочется видеть горящие глаза, и я стараюсь находить таких сотрудников. Если глаза не горят, я говорю «Следующий!» — зачем терять время? Я не вижу границы, а люди часто их себе сами выставляют. Бывает, придумаю что-нибудь, а мне говорят: «Как же так? Полина, мы не успеем!» А я уже все увидела! Мотивирую, пинаю — и все успеваем, разумеется. С другой стороны, раньше мне хотелось в команду таких же, как я, — это тоже неправильно. Я, например, прирожденный стартапер. По-настоящему отдыхаю, только когда придумываю, строю и прорабатываю планы. А писать тексты не люблю — и хорошо, что в команде есть люди, которые это просто обожают. Когда я задумала Masters, я поверила, что смогу сделать проект сама. И до сих пор себе за это благодарна. Были идеи делать с кем-то совместно. Но мне повезло, меня очень поддержал и замотивировал муж: «Ты сильная, тебе не нужны чужие советы и участие, просто делай». Родители, наоборот, были строги: «Ну, что ты опять придумала?» Мама увещевала: «Это же аренда, кошмар!» Папа вообще плохо понимал, чем я занимаюсь. Но это только стимулировало меня двигаться дальше и дальше.

Полина Рашкина (Бондарева). Пальто, рубашка, юбка, гольфы и туфли Prada (Prada)
Полина Рашкина (Бондарева), Пальто, рубашка, юбка, гольфы и туфли Prada (Prada)

Когда ты даешь интервью, часто просишь не упоминать, что ты дочь Алексея Кудрина. Хотя этим фактом можно только гордиться.

Когда школа открылась, журналисты тут же начали использовать фамилию Кудрин применительно к моему проекту. Да, я восприняла это в штыки: Masters я сделала сама, без помощи отца, да и вообще без чьей-либо помощи. Сейчас я отношусь к этому спокойнее, разумеется.

Как тебя воспитывали? И какие навыки пригодились?

Я умею общаться с людьми. И умею видеть цель и четко к ней идти: это такое отцовское качество — принимать решения. Делаю это быстро, знаю, чего хочу, и совершенно не могу идти на компромиссы. Иногда это приводит к моральным перегораниям. Но сейчас я научилась быть гибче. Все люди не должны быть как я — сгорать на работе и умирать без выходных. Я и детей так воспитываю: никто ничего не должен. Хочешь — иди, не хочешь — не иди. Стараюсь слишком требовательно к ним не относиться — в моем детстве «Полюшка, ты молодец!» не было, скорее «Четыре? А почему не пять?»

Еще я умею уважать любую работу: мне несложно и кофе клиентам принести. Вчерашний студент может сказать: «Я этого делать не буду». А я и пыль вытру, если уборщица не уследила.

Что ты осознала благодаря своим детям?

Любите своих родителей! (Смеется.) И еще они научили меня пониманию!


Главный навык взрослого человека — не давать оценку, тем более негативную

Для творческих людей важно расширять сознание, выходить за пределы, искать новое.

Мне необходимо все время развиваться, иначе я чувствую, что засыпаю. В моей жизни было много истории искусств и кино. Сейчас ювелирное искусство, театры, и я уже предвкушаю курс лекций Виктора Мазина по психоанализу, который он согласился у нас вести осенью. Была йога, потом я плавала, затем бежала. И еще я очень люблю дизайн! После юрфака и до Академии художеств я получила второе высшее образование архитектора. Кстати, весь интерьер в Masters я сделала сама.

Как научиться понимать современное искусство?

Много смотреть. Не пытаться сразу оценить — хорошо или плохо. Воспринимать как опыт. Мою небольшую коллекцию искусства я составляю именно так: выбираю, что отзывается, а не обязательно имиджевые работы. Если есть время, хорошо бы почитать, поучиться. Не люблю крикунов, которые рассуждают об искусстве, не имея базы. Тогда и начинается это «я тоже так могу». Мне вообще кажется, что самый главный навык взрослого человека — не давать оценку, тем более негативную. Критический анализ — да, возможно, необоснованная критика — нет. Чем больше ты знаешь и смотришь, тем меньше ты даешь оценок и тем сильнее расширяется твой объем. Правда, есть нюанс — начав, сложно остановиться: натренировав восприятие, ты хочешь больше, сложнее, мощнее. Буду неоригинальна — в этом случае надо сделать перезагрузку: выезжаешь на природу и обнимаешься с деревьями.

     

 

«Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП 50 в Петербурге 2018»:

главный универмаг Петербурга ДЛТ,

Nespresso,

Бельмонд Гранд Отель Европа.

 


 

МЕСТО СЪЕМКИ

Церковь иконы Божией Матери «Милующая»

Большой пр. В.О., 100

Церковь в византийском стиле в 1932 году была переоборудована для учебного отряда подводного плавания: под куполом установили водолазную башню и торпедный аппарат, в алтарной части разместили бассейн, а в подвале — отсек живучести.

Благодарим Церковь во имя иконы Божией Матери «Милующая» и лично отца-настоятеля Германа; 907 ОУЦ ВМФ и лично Дмитрия Габриэляна за помощь в организации съемки

текст: Яна Милорадовская
фото: Cаша Cахарная
стиль: Эльмира Тулебаева
визаж: Маргарита Арт.
прическа: Роман Габриелян (Park by Osipchuk)
ассистент парикмахера: Гаянэ Оганесян (Park by Osipchuk)

Люди:
Полина Рашкина (Бондарева)

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: