18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Стелла Кесаева

Первая среди новых русских галеристок, основательница фонда Stella Art назначена комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале.



Как вы стали комиссаром? Неожиданно. Однажды раздался звонок из Министерства культуры, и мне сообщили: вы теперь комиссар. И я приняла этот вызов.

Вызов? Конечно, такой ответственности я не брала на себя ни разу в жизни. Теперь я должна думать о том, как будет выглядеть страна. Отвечать за все, что происходит с павильоном России во время художественной биеннале: выбор куратора, художника, ремонт помещения, уборка и вывоз мусора, приглашение гостей, общение с прессой, торжественный прием.

Давно вы увлеклись современным искусством? Я росла на Севере, где отец работал геологом, — никакого искусства там не было, только камни и северное сияние. На каникулах ездила в Москву и Ленинград, стояла в очередях на кинофестивали. А после замужества и переезда в Москву стало вообще ни до чего: дети, хозяйство, денег не было, и непонятно, как жить дальше. В начале 1990-х мы переехали за границу, и я начала ходить по музеям в Нью-Йорке, Женеве. Современные художни- ки стали для меня настоящим открытием. Мне вообще интереснее то, что не подда- ется объяснению, тогда мозг начинает работать.

И, вернувшись, вы открыли галерею? Это произошло в 2003 году. В нашу галерею люди ходили как в музей, тем более что в российских музейных коллекциях до сих пор нет произведений Уорхола, Вессельмана, Баскии. Я хотела показать самое интересное, привезла первоклассные работы — сейчас они стоят на порядок дороже, — но в России в тот момент вообще не существовало художественного рынка. Выставки фактически были некоммерческими, я сама покупала картины. Это была ошибка, надо было сразу делать фонд. Теперь большая часть коллекции связана с деятельностью Stella Art Foundation, который занимается культурным обменом и поддерживает молодых художников, но главный проект — создание в Москве музея современного искусства.

Муж и дети разделяют ваш интерес к искусству? Муж — нет, а дети постепенно начинают интересоваться. На этой почве мы подружились с некоторыми партнерами мужа. До этого были формальные отношения, а теперь делимся информацией, общаемся, у них возникает интерес к русским художникам.

Семья, дети, фонд, теперь еще и биеннале. Трудно все успеть? Трудно. Голова занята все время. Даже во сне пытаюсь найти верное решение.

Вы коллекционер. Нет ли противоречия в том, что вы выступаете в роли комиссара? О, это любимый вопрос западных журналистов, которые подозревают меня в том, что я ищу пути капитализации своей коллекции. Могу сказать, что в роли комиссара я думаю только о том, чтобы создать достойный образ России на международной выставке. В этом году нашу страну будет представлять Андрей Монастырский. Я искренне считаю этого художника гением, которого должен узнать весь мир. Кстати, в собрании фонда не так уж много его работ, есть куда более представительные частные коллекции, и некоторые из них намного больше заинтересованы именно в коммерческой составляющей.

Как вы сделали выбор художника, почему остановились на Монастырском? Я всегда думала, что если бы занималась павильоном России, то первый, кого бы я там показала, был бы Монастырский. Одновременно я понимала, что Андрей не самый простой человек и с ним достаточно сложно работать. И тут было принято решение пригласить куратором Бориса Гройса, которому принадлежит авторство названия группы «Коллективные действия» и который играет роль проводника искусства Монастырского в люди. Гройс сказал, что все риски берет на себя. Так мы и договорились.

Творчество Монастырского непросто для восприятия. Вы думаете о публике, не перегруженной профессиональными знаниями?
В первую очередь я оцениваю ситуацию как зритель. Мне кажется, что наш павильон будет интересен самым разным людям. В нем появится интерактивная часть экспозиции, с видео-работами последних лет художника Капитона СеменоваПодъячева (это один из псевдонимов Монастырского). В другом зале зрителю, чтобы рассмотреть фотоархив, придется переступать через веревки, как бы вывалившиеся из объекта, и так далее. Для многих существование в СССР 1970-х концептуального искусства станет откровением.

Вас назначили комиссаром на три срока. Какие следующие выставки планируете? Я думаю, что говорить об этом сейчас некорректно. Могу только сказать, что в 2013 году павильон России отметит столетний юбилей и мы не обойдем стороной это событие.

а еще важно знать, что В 2004 году Стелла Кесаева организовала первую в России выставку Ильи и Эмилии Кабаковых — «Случай в музее и другие инсталляции» в Эрмитаже. В коллекции фонда Stella Art Foundation — более пятисот произведений российских и зарубежных художников, от Ива Кляйна до Владислава Мамышева Монро. Экспозиция российского павильона Венецианской биеннале под названием «Пустые зоны» открывается 2 июня.

ИНТЕРВЬЮ: ФАИНА БАЛАХОВСКАЯ. ФОТО: ВАРВАРА ЛОЗЕНКО. СТИЛЬ: АНДРЕЙ ЯРДЕН. ВИЗАЖ: АННА ШКОЛЬНЯК

Материал из номера:
Я ВСЕ СКАЗАЛ

Комментарии (1)

  • Гость 6 авг., 2014
    Комментарий удален

Купить журнал:

Выберите проект: