18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Владимир Лифантьев: «Тему экологии, тему загрязнения окружающей среды нельзя оставлять»

Омский экоблогер, известный под псевдонимом Орис Брут, в очередной раз привлек внимание надзорных органов и СМИ к опасным действиям в рамках рекультивации нашумевшей свалки «Советская-1». Впереди новые проекты.

Откуда такая осведомленность в области экологии?

Я долго работал в строительной сфере. Занимал различные должности, сделал карьеру - от промышленного альпиниста до инженера производственно-технического отдела на строительстве объектов нефтехимической промышленности и предприятий первой категории опасности. К примеру, строил Московский нефтеперерабатывающий завод, установку «Тобольск-Нефтехим-2», Братский лесоперерабатывающий завод. К моменту выброса этилмеркаптана в Омске весной 2017 года у меня за спиной был уже весомый производственный багаж. Сейчас эта история уже немного подзабылась, а тогда люди хотели понимания того, что происходит. А у меня как раз было время. В то время только появился механизм прямой трансляции в сети «Вконтакте». Я решил его потестить, пришел на пресс-конференцию, провел трансляцию прямо из зала, ее смотрели, она была интересна. Там были представители всех надзорных органов региона, но никто не мог сказать ничего, понятного журналистам. Чиновники и журналисты говорили словно на разных языках. И я понял, что у нас в городе не хватает профессионального подхода к освещению вопросов экологии, не хватает умения переводить специфический язык «нормативных документов» на общедоступный.

И тема тебя зацепила?

Я понял, что есть потребность, есть общественный запрос. Тему экологии, тему загрязнения окружающей среды нельзя оставлять. Этилмеркаптановая история – только «верхушка айсберга», этот выброс заметил весь город только из-за особой вонючести газа. На самом деле все гораздо сложнее и страшнее. И я начал плотно заниматься этой темой. Другого глашатая «экологии здорового человека» в Омске не оказалось, хотя многие вещи, за которые приличному городу должно быть стыдно, лежат на поверхности. Но про эти вещи никто не говорил либо в силу лени, либо в силу неосведомленности или непонимания, как должно быть. Мне было не лень, к тому же я смотрел на все эти «промзоны» глазами инженера, понимал, что вижу, каким это все должно быть, если строго следовать законам и нормативам. Своими ногами я прошелся по «задворкам» Северо-Западного промышленного узла. Наткнулся на заброшенную свалку «Советская 1» и на буферные пруды СК красно-зеленого цвета, которые видны, наверное, и из космоса. Наткнулся на нефтешламоотвалы ОНПЗ, шламоотвалы «Водоканала» и ТЭЦ-4, которую я сам в свое время строил. Я понимал, как все эти сооружения вредны и чем они потенциально опасны. Начал делиться своими знаниями, и это оказалось даже востребованнее, чем я ожидал.

 

Теперь ведешь видеорасследования регулярно?

Нет, это мое хобби, занимаюсь данным вопросом, когда у меня есть время. С супругой Асей мы открыли магазин – «пространство осознанной моды «Культура Ze», поставив экологические идеи в ранг бизнеса. И самое главное, я – счастливый отец двух детей, который может позволить себе проводить гораздо больше времени с семьей, чем многие предприниматели и наемные специалисты.

Счастливый семьянин и бизнесмен периодически участвует в спорах и судебных процессах с заводами. Как удается сохранить хладнокровие и спокойствие?

Я всегда был спокойным. Всю свою жизнь я занимаюсь единоборствами, они учат управлять эмоциями. Кроме того, имею привычку разбираться в мелочах, всегда спрашиваю, что человек чувствует, что с ним происходит, стараюсь разобраться в мотивации людей. В результате понимаю, что не стоит нервничать из-за чужих нервов. Что касается судов, споров, диалогов с властью и всего прочего... Во-первых, ни у кого никогда ничего не прошу. Во-вторых, я уверен в том, что говорю, у меня хватает квалификации, со мной тяжело спорить, если речь идет о точных данных, о технической документации, о нормативах. Перед публикацией своих выводов всегда проверяю и перепроверяю их по различным источникам. В-третьих, не люблю бахвальство и шапкозакидательство. Я обозначаю проблему, ее критичность и последствия и придерживаюсь конструктивной позиции. Занимаюсь освещением вопросов экологии с 2017 года, и все уже смирились с тем, что я никуда не денусь, что спорить со мной бесполезно, так как я готов нести ответственность за свои слова. Были суды с «Омсктехуглеродом», но я их выиграл, так как прав и иду до конца.

Ты вывел диалог об экологии в регионе на федеральный уровень, есть победы. Что дальше?

С супругой прорабатываем историю с повторным использованием вещей. Возможно, к «Тарскому фестивалю» приготовим выставку «Вторая жизнь вещей». С сотрудниками института территориального планирования «Град» обсуждаем экологическую карту города – двигаемся в сторону усиления научной составляющей в вопросе экологии. Дописываю гайд для эковолонтеров, в котором систематизирую свои идеи и наработки. Как закончу, открою бесплатные тематические курсы для тех, кто захочет поднять уровень экологической грамотности. Планов громадьё!

Александр Румянцев
Александр Румянцев
Александр Румянцев
Александр Румянцев
Александр Румянцев
Александр Румянцев

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: