Большая часть жизни посвящена альпинизму. С чего все началось?
Еще школьником я отдыхал на курорте Боровое, и там мое внимание привлекла гора Синюха. Она возвышается над гладью озер почти на тысячу метров и считается «матерью» расположенных рядом трех скал. В момент, когда я увидел мощную и красивую гору, у меня появилось непреодолимое желание покорить ее. И после нескольких попыток я это сделал, а позже в институте записался в секцию альпинизма. Я понял, что это мое призвание.
Вы помните свои первые ощущения? Сейчас, достигнув цели, чувствуете то же?
Тогда – в 15 лет – на вершине Синюхи я чувствовал эйфорию. В голове крутились мысли: я крутой, сильный, покоряю горы. Потом уже понял, что покоряю не горы, а себя, и могучей махине, на которую я взобрался, все равно. Сейчас ощущения другие. Как человек, который занимается альпинизмом давно, признаюсь, что сегодня, взойдя на вершину, первым делом думаю: как же отсюда спуститься? Да, ты крут, взобрался, но нужно же и спуститься, сохранив свое здоровье. К этому моменту уже много сил потрачено на подъем, но нужно рассчитать силы и для возврата. И теперь я начинаю радоваться восхождению, когда я уже спустился и точно знаю, что мне не угрожает опасность, что я точно дойду до лагеря.
Получается, спуск тяжелей?
Он занимает меньше времени, чем подъем, но требует большего внимания. Человек устает и начинает делать ошибки, которые могут быть опасными для здоровья и жизни. Нужно тщательно продумывать спуск и четко работать, особенно командой.
Сколько вершин уже покорено?
Более четырехсот. Последние несколько лет поднимаемся на знаковые точки различных континентов: пик Аконкагуа в Южной Америке и пик Мак-Кинли в Северной Америке. В 2016 году были на восьмой вершине мира – горе Манаслу в Гималаях, восхождение было посвящено 300-летию Омска. Несколько восхождений на высшие горы Кавказа Эльбрус и Казбек, семитысячники в Кыргызстане, Алтай тоже отличный регион для путешествий. В этом году побывали в Эквадоре на вершине действующего вулкана Котопахи высотой 5911 метров, а вечером следующего дня начали покорение Чимборасо – наивысшей точки от центра Земли, превосходящей даже Эверест.
Каждое восхождение посвящаете какому-либо знаковому событию?
Не всегда. В этом году наше путешествие совпало с 70-летием вуза, который неразрывно связан с развитием спорта и омского альпинизма, поэтому мы посвятили его юбилею СибГУФК. Флаг университета физической культуры и спорта на вершинах мира устанавливаем неслучайно – большую часть экспедиционной команды составляют выпускники или студенты кафедры теории и методики туризма и рекреации нашего вуза. Конечно, есть и спонсоры: кому-то нужно футболку поднять на вершину, кому-то флаг, кому-то кроссовки или форму проверить. А альпинистское путешествие требует затрат, поэтому от спонсорства не отказываемся.
Как вы готовитесь к экспедициям?
Я тренируюсь каждый день: и здесь, и езжу в горы, все время занимаюсь технической и физической подготовкой. Нахожусь в постоянном процессе познания нового, совершенствование продолжается всю жизнь. Профессиональный альпинист всегда ищет новые маршруты, готовится. На это уходит все время. Нужно им располагать. Немаловажны и морально-волевые качества человека.
Сколько времени занимает путешествие?
По-разному. Все зависит от сложности экспедиции. Например, на «восьмитысячник» у нас ушло около полутора месяцев. Организм должен адаптироваться, поэтому в альпинизме много этапов: подъем, акклиматизация, спуск, отдых, ожидание подходящей погоды, опять подъем. На «семитысячники» времени уходит поменьше – от пятнадцати до двадцати пяти дней.
Кому горы недоступны?
Учитывая смелые и сильные поступки наших паралимпийцев и людей с нарушениями здоровья, можно смело сказать, что ограничения бывают лишь в голове. Если их убрать, то можно совершать восхождения. Нет людей, которые непригодны для альпинизма. Главное – правильно подходить к этому делу, без фанатизма. Нужно покорять вершины под руководством профессионалов и с хорошей консультацией медиков. В нашем спортивном клубе «Вертикаль» могут заниматься люди с разным уровнем подготовки. Участники могут не только подниматься в горы, но и просто отдохнуть, увидеть эту красоту. В Омске большое количество адептов: в зависимости от того, насколько они готовы, формируются экспедиции. Считается, что альпинизмом можно заниматься с шестнадцати лет, но выезжать в горы можно и в три года, и в год. Некоторые привозят детей и в несколько месяцев, у нас много таких примеров. Вообще, туризм и альпинизм – это полезно. Развести костер, поставить палатку, переночевать в спальнике – навыки выживания всегда пригодятся.
Распространен ли альпинизм в Омске?
Живущих на равнине всегда тянет на вершину. Омичи совершают восхождения, выполняют разряды по альпинизму. Кто-то ездит со спортивными целями, кто-то - для души. Подъем – отличный способ отдохнуть, человек попадает в другую сферу, погружается в новую среду. Кому-то для перезагрузки нужна активность, а не пляж. Они несут тяжелый рюкзак, готовят еду в полевых условиях, живут в палатках, но заряжаются энергией и получают новые эмоции. Мы живем в Сибири. У нас прогулка зимой – уже испытание, а после путешествия в горы к бытовым трудностям вы начинаете относиться проще.
А еще важно знать:
Первой серьезной вершиной Игоря Арнольдовича стал пик Байчечекей в ущелье Ала-Арча в Киргизии. Здесь он получил свой первый спортивный разряд. В планах у альпиниста – попасть в Африку. В ближайшее время он собирается в экспедицию в Южный Казахстан, затем в августе – на Белуху, а в октябре путешественника ждут Непал и подъем на новый «семитысячник».
Комментарии (0)