18+
  • Что где есть
  • Тенденции
Тенденции

9 фактов о воде «Боржоми»

К 125-летию популярнейшего бренда минеральной воды, мы составили краткий гид по ее истории, найдя в ней след Романовых и Юрия Гагарина, а также рекламную кампанию, достойную всех «Каннских львов».

 О существовании минеральных источников Боржоми люди знали в глубокой древности: в начале XX века там обнаружили семь каменных ванн, датируемых началом первого тысячелетия нашей эры. Все, кстати, указывает, что тогда воду использовали для купания, а не для питья.

Вторым рождением «Боржоми» обязана военным. В 1829 году солдаты херсонского гренадерского полка обнаружили источник, их полковник воду попробовал, почувствовал благоприятный эффект и велел возить ее в бутылках в полк. Затем в 1837 году полковой врач уже грузинских гренадеров отправил пробы воды в Петербург и Москву. Слух о целебных источниках в Грузии облетел всю Россию — в 1850 году в Боржоми был разбит Парк минеральных вод.

Минеральный состав «Боржоми» не менялся с 1830 года, с момента начала постоянных лабораторных наблюдений: воду добывают из девяти скважин глубиной от 200 до 1500 м на территории заповедника Боржоми-Харагаули.

Олень стал фирменным знаком бренда благодаря легенде, которая утверждает, что давным-давно во время охоты в окрестностях Боржомской долины мужчины подстрелили оленя. Животное бросилось в источник с водой и через минуту выскочило из него здоровым и скрылось — так люди узнали о минеральном источнике с необычными свойствами.

Первый разливочный завод для воды из Боржоми построили Романовы: первым владельцем был двоюродный дядя императора Николая II, известный историк, великий князь Николай Михайлович, который выбрал это место своей летней резиденцией и инициировал строительство курорта по образцам Карлсбада и Виши.

До 1950 годов каждая бутылка для воды из темно-зеленого стекла выливалась вручную, запечатывалась сургучом и помещалась в соломенную корзинку для удобства перевозки: после постройки завода для разлива воды рядом появились стекольный и лесоперерабатывающий заводы, где производили бутылки, ящики и стружку для перевозки. Характерный голубовато-зеленый цвет бутылки «Боржоми» запатентован и даже имеет собственное название – Georgian Green (грузинский зеленый).

В 1980 году вода «Боржоми» стала первым брендом, чья бело-красная этикетка приобрела абсолютную узнаваемость среди потребителей на территории СССР: ежедневно продавалось до миллиона бутылок. В 1997 году родная заводу компания Georgian Glass & Mineral Water Co. N. V стала победителем тендера, в котором принимали участие пятнадцать соискателей, в том числе такой гигант как Nestlé. Компания получила лицензию на производство и разлив минеральной воды «Боржоми» на 10 лет — по ее истечению, она выиграла следующую, теперь на двадцать пять лет.

Видным энтузиастом «Боржоми» был Иосиф Сталин — с его подачи Кремль не проводил без этой воды ни одного мероприятия. В армии поклонников также Юрий Гагарин, который, приземлившись после полета в космос, первым делом попросил бутылочку «Боржоми», Георгий Товстоногов, не начинавший без нее репетиции, Уинстон Черчиль и Андрей Тарковский. Последний настоял, чтобы этикетки этой воды в фильме «Солярис» читались, хотя действие происходит в будущем: он был уверен, что и тогда «Боржоми» будет.

Народной любовью вода тоже не обделена — взять хотя бы пословицу «Поздно пить боржоми», которую употребляют, чтобы сказать, делать что-то слишком поздно. И, конечно, «"Боржоми" — спонсор дня после праздника» — слоган одной из рекламных компаний марки, ставший чуть ли не крылатым выражением.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: