18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

ТОП-45: Лилия Газизова

Она называет себя «третьей поэтессой с фамилией татарской», в Казани ее сравнивают со второй – Беллой Ахмадуллиной, а в Москве дали премию имени первой – Анны Ахматовой. Поэтесса стала инициатором «Литературных двориков» - проекта, вовлекающего в культурную жизнь отдаленные от центра города микрорайоны и приобщающего казанцев к чтению. В «Литературных двориках» кроме местных авторов и артистов, «засветились» и звезды - Константин Хабенский, Сергей Безруков, Евгений Евтушенко.

Первое стихотворение родилось в двенадцать лет под впечатлением от оперы Верди. Но мне тогда и в голову не приходило, что литература - мое будущее. Я не знала, кем хочу быть, к окончанию школы мне было интересно абсолютно все. Я была кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, увлекалась геометрией, физикой. При этом мир вокруг не соответствовал моим представлениям, сложившимся под впечатлениям от прочитанных книг. Я стала искать гармонию на бумаге. К семнадцати годам желание писать стихи окрепло, я стала ходить на занятия в литературное объединение.

Когда я училась в мединституте, родители считали, что мне нужно успешно выйти замуж, и на этом их долг выполнен. А я постриглась наголо, пишу стихи, веду богемный образ жизни. После первой публикаций в республиканской газете отношение немного изменилось: поняли, что я не «дурью маюсь». Первая публикация в «толстом журнале» случилась не сразу, только с третьей попытки. Бывает, один раз откажут человеку, он скажет: ну и не надо, не буду писать. Мне это и в голову не приходило. Вообще, литература – занятие не для слабых. Можно сколько угодно писать в стол, но если хочешь, чтобы тебя читали, надо нарабатывать мастерство. Это тоже профессия.

Я неплохо владею разговорным татарским, но литературный язык – это несколько другое. Говорят, татарский поэт рождается в деревне и умирает в городе, потому что татарская деревня – хранитель языка Я родилась и выросла в городе, в моем окружении преобладали люди, говорящие на русском. Во время бума поэзии в шестидесятые-семидесятые годы в прессе звучали громкие упреки в адрес русскоязычных писателей-татаров. Их называли предателями. На мой взгляд, когда человек одной национальности пишет на языке другой национальности, он только обогащает обе культуры. Я никогда не забывала, что я татарка, и внимательный читатель всегда найдёт в моих стихах приметы традиций и духа моего народа.

Можно прятаться за художественным вымыслом, но сути не скроешь. Чтобы стать выдающимся деятелем в любой области, нужно быть бесстрашным. Как Лобачевский, создавший неевклидову геометрию, или Хлебников, который до сих остается «вещью в себе». Да, можно идти по утоптанной тропинке, писать гладкие стихи, и все будет хорошо. Но чтобы сказать новое слово, надо свернуть в непролазные чащи. Но на этом пути, конечно, можно ошибиться и получить в «поэтическое табло».

Факт

Медик по первому образованию, Лилия Газизова, шесть лет отработала детским врачом, а сегодня руководит секцией русской литературы и художественного перевода в Союзе писателей Татарстана. На этой должности она придумала и организовала в Казани первый Международный поэтический фестиваль имени Лобачевского, на котором пересеклись «пути науки и творчества, физиков и лириков».

Текст: Ольга Ахаева

Материал из номера:
Октябрь 2014
Люди:
Лилия Газизова

Комментарии (0)

Купить журнал: