В своем инстаграме Ильдус Янышев пишет, что сможет переселиться в другое тело, только «при условии, что оно будет любить велосипед». Сайт «Собака.ru» расспросил главного идеолога велосипедизма в Казани о философии «зеленомыслящих», зарубежном опыте, а также о современных сложностях и вдохновляющем будущем татарстанских велосипедистов.
С чего начиналось Наверно, все мы родом из детства – очень много эмоций того времени у меня связано с велосипедом. На двоих с братом у нас был большой «Урал», я тогда был маленький и мог ездить на нем только под рамой – знаете, когда ногу засовываешь под раму и едешь. Потом я подрос и уже ездил полноценно, и, конечно, мечтал о том, что вырасту и куплю себе свой собственный велосипед. Но получилось по-другому: перестройка, бизнес и детские мечты как-то забылись до тех пор, пока в середине 90-х в Казани не появились в магазинах первые велосипеды, тогда еще китайские. Я купил себе один, он назывался «Тигр», и стал делать первые робкие попытки проезда по городу. Тогда пять-десять километров казались для меня достаточно большим расстоянием. |
Как-то я поехал в Зеленый бор и очень устал, особенно когда ехал обратно – в то время я не разбирался в специфике велосипедов, и на моем было очень тяжело подниматься в гору.
Спустя время я был на стажировке в США и как-то на берегу Атлантического побережья увидел велосипедиста – загорелого, загруженного, с полными багажниками и впереди и сзади. Я с ним разговорился. Оказалось, что он – немец, бывший школьный учитель. Он уволился, сдал свой дом Потсдаме в аренду и отправился путешествовать по миру на велосипеде.В пути он уже более полутора лет и проехал через всю Европу, Центральную Америку, Мексику до Калифорнии. За сдачу дома в Германии он ежемесячно получает около полутора тысяч евро, а день его путешествия обходиться в десять-пятнадцать евро, включая еду и остановку в кемпинге. Помню, я очень удивился, что такое кругосветное велопутешествие вообще возможно.
Первое путешествие
После этой встречи я стал обращать внимание на велосипедистов и смотреть на них другими глазами. Человек смотрит на мир очень избирательно, он видит то, что хочет видеть – кто-то супермаркеты, кто-то дорогие автомобили, я вижу велосипедистов и воспринимаю мир через призму велосипеда. Я стал видеть на дорогах груженых велосипедистов – я называю их «дальнобойщики». В один день мне попались поляки – семейная пара, путешествующая через всю Россию в Китай. Я пригласил их в гости, организовал баню, мы посидели, разговорились. И я подумал, почему бы и мне не совершить подобное путешествие. Свою первую поездку в 2007 году я решил сделать по Великобритании, из Эдинбурга в Лондон. Пригласил товарища из Москвы присоединиться, мы сделали визы и, чтобы испытать себя в езде на дальние расстояния, сначала договорились съездить в Ульяновск. Первого мая мы тронулись из Казани, переночевали в Буинске на берегу речки. Мы выехали с палатками и полным набором снаряжения: спальными мешками, кастрюлями, продуктами, примусом, сменной одеждой – полностью автономная езда. За два дня мы сделали сто восемьдесят километров и поняли, что к Англии готовы. Мы купили билеты, разобрали велосипеды и долетели до Эдинбурга. Это были совершенно удивительные четырнадцать дней. Мелкими «перебежками» мы проследовали вдоль всего восточного побережья Великобритании до Лондона. Останавливались в хостелах или в гостях у англичан, посмотрели всю их велосипедную инфраструктуру.
Велосипедный отдых предполагает особый формат – близость к народу, к природе. Я открыл для себя совершенно другой вид туризма, я называю его «три в одном». Во-первых, ты путешествуешь. Во-вторых, отдыхаешь. В-третьих, занимаешься физической культурой, поправляешь свое здоровье. И вообще формат путешествия на велосипеде поразителен, потому что ты двигаешься раза в три-четыре быстрее, чем пешеход, но медленнее, чем автомобиль. Притом ты не ограничен, как автомобилист – ты можешь в любой момент остановиться, заехать в пешеходную зону, в лес. Велосипедист демократичен, открыт – граждане воспринимают тебя по-другому, они тебя могут пустить в свой дом, дать возможность разбить на их территории палатку. Ты можешь не взирая на ограничение парковки приковать свой велосипед цепью и зайти в парк или в магазин. Со мной был забавный случай, когда проезжая мимо театра «Доминикон» в Лондоне, мы увидели, что через полчаса там начнется мюзикл по песням группы Queen. Не было времени загружать куда-то велосипеды, мы даже в гостиницу еще не устроились, а парковщик у театра уже ушел. И нам разрешили за символическую плату оставить наши велосипеды в буфете, и в полном велосипедном обмундировании мы прошли в зал и посмотрели спектакль, притом, что «Доминикон» – это вполне классический театр, просто приехать на велосипеде в театр там нормально. Мой товарищ очень удивлялся – в наш театр с велосипедом точно не пустят.
Говорящие цифры
По опыту скажу, что в целом за границей отношение к россиянам, которые путешествуют на велосипеде, более приветливое, гостеприимное. Англичане, например, считают, что россияне очень ленивые, неспортивные. Для сравнения в Великобритании 10% граждан пользуются велосипедом, в Германии – 14%, в Голландии – больше 60%. А у нас – 0,01. Есть статистика, о том, сколько транспортных перемещений люди совершают в городах, включая такси, личный автомобиль, трамвай, автобус, метро и так далее. В Германии люди совершают 10% транспортных перемещений на велосипедах, в Дании – 27%, в Голландии – 55%, то есть там каждая вторая поездка – велосипедная. Это очень удивительная статистика, потому что в России и 1% нет. Европейские страны ставят себе задачу увеличение количества велосипедных поездок, на развитие велосипедной инфраструктуры государство выделяет деньги.
Почему велосипед?
Во-первых, это не просто спортивный снаряд, но и средство передвижения. Взгляните на европейцев – они не тратят личное время на фитнес, отрывая его у семьи или работы. Вместо этого они приезжают и уезжают с работы на велосипеде. Они еще и разгружают транспортную обстановку, ведь один велосипед на дороге – это минус один автомобиль на улице. Для сравнения: в Москве средняя скорость автомобиля 13 км/ч, велосипеда – 17 км/ч. Второе важное замечание касается физиологии: каждая аэробная нагрузка более двадцати минут способствует выработке в организме эндорфинов, гормонов счастья. То есть двадцать минут нагрузки меняют биохимию тела и соответственно сознание человека – он становится другим, выходя из депрессивного, удрученного состояния в более бодрое. Люди задаются вопросом – почему голландцы такие веселые и жизнерадостные? Потому что они крутят педали, занимаются аэробной нагрузкой. Есть и еще один практически подтвержденный факт: люди, регулярно использующие велосипед (по стандартам ВОЗ, это четыре поездки в неделю на расстояние от восьми и более километров), живут на десять лет дольше, чем те, кто не используют аэробную нагрузку.
К тому же велосипед – это не только средство передвижения, это средство туризма и это малый и средний бизнес. У нас в Татарстане есть пример Набережных Челнов, где при поддержке мэра развита система поддержки частного велопроката. Мне приводили такие цифры – в Набережных Челнах порядка 50 000 человек так или иначе пользуются велосипедами, а общая протяженность велодорог составляет около ста километров. В мире существует и следующая доказанная закономерность: если на каждого жителя приходится десять сантиметров велодороги, то 10% населения начинает кататься на велосипеде. То есть если брать Казань, то на полтора миллиона жителей нам нужно 150 километров велодорог. Одной из моих задач, как депутата, является развитие велоинфраструктуры. Но вопрос постройки велодорожек – это только один из элементов этой инфраструктуры. Необходимы создание сети велопарковок, велосипедные указатели, система велосипедного сервиса, велосипедные карты, коррекция правил дорожного движения (кстати, 22 марта этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ об изменении правил дорожного движения, который существенно расширил права велосипедистов России, они стали близки к европейским). Существует и вопрос хранения велосипедов, например в Голландии жилые комплексы проектируются сразу с велосипедными парковками по типу гаражей. Именно наличие такой удобной инфраструктуры побуждает людей кататься на велосипедах.
Какие возможности для бизнеса представляет велосипед? Зимой я был в Пекине и видел, как на велосипедах собирают мусор, работают небольшие передвижные ресторанчики, продают сувениры и газеты. Там есть велорикши. В Лондоне все курьерские услуги построены на велосипеде. Для Голландии это огромная индустрия промышленного производства, потому что там на шестнадцать миллионов жителей приходится восемнадцать миллионов велосипедов.
Велофобии
Климат – отговорка для ленивых. Наглядное доказательство этому Швеция, Финляндия, где зимы, может быть, не такие суровые как у нас, но такие же снежные. При минус десяти-пятнадцати градусах там катаются – меньше, но катаются. Дороги чистятся, велосипеды оборудуются соответствующими средствами противоскольжения. В проектах рассматривается и строительство крытых велотоннелей. Помимо климата среди аргументов в пользу «некатания» называют агрессивное поведение водителей автотранспорта – это регулируется правилами дорожного движения. Очень немаловажная причина – понятие престижа. Мы до сих пор живем в мысли, что чем круче иномарка, тем статуснее человек. В Европе, США менталитет другой – например владельцы Google ездят на скромной «тойоте приус» с электроприводом и живут в съемной трехкомнатной квартире. Премьер-министр Дании каждый год ездит всей семьей в отпуск в Париж на велосипеде. Был курьезный случай, когда президентом РФ был Дмитрий Медведев. Он должен был встретиться с Ларсем Расмуссеном, действующим в тот момент премьер-министром Дании, и тот назначил ему встречу в кафе и приехал на нее на велосипеде. Когда Медведев вернулся в Россию, он поручил развивать концепцию велосипеда, велопроката и в Москве. То есть для европейцев совершенно нормально, что люди, занимающие высокие посты или добившиеся больших успехов в бизнесе, ездят на велосипедах. Это не только нормально, но и выдает в человеке более высокую культуру – человек, разъезжающий на огромном джипе, сжигающий бензин на тонных яхтах, гидроциклах воспринимается, как представитель более низкого цивилизационного уровня культуры.
Человек новой формации Для меня велосипедист – это человек, обладающий определенным набором качеств. Во-первых, он самодостаточен. Используя силу своего тела, он может перемещаться на любые расстояния. Он независим – от произвола полиции дорожной, ограничительных знаков, он может двигаться в любом направлении, куда глядят его глаза. Это человек открытый, незакомплексованный – он не боится климатических изменений, контакта с людьми, не закрывается тонированными стеклами, бронеавтомобилями, не демонстрирует свое преимущество в скорости или шуме, производимом двигателем и сигналами. |
Велосипедист относится к категории зеленомыслящих людей, которые бережно относятся не только к себе и своему здоровью, но и к природе, к окружающим – причем демонстрирует это отношение своей реальной жизнью. Во-вторых, велосипедист счастлив. Человек, прошедший благодаря своим физическим возможностям сотню километров в день, меняется в самооценке. Его уже не волнует, что кто-то проехал мимо на феррари, купленном на сомнительные по происхождению деньги, нарушая тишину и спокойствие других людей. Кто испытывает больше удовольствия? Проехав сотню километров в день, я получаю огромное удовольствие – мое тело расслабляется, мозг погружается в медитативное состояние. Когда я еду на велосипеде, я обнаруживаю в себе желание петь песни, в чем, в общем-то, я не вижу причин себе отказывать.
Комментарии (0)