Этап бурного сбора средств в интернете для просветительского фонда «Эволюция» уже позади. В марте фонд завершил краудфандинговую кампанию на отметке 2 195 843 рубля. Пресс-секретарь фонда Лиля Сабирова о секретах успешной краудфандинговой кампании.
Выбирайте правильную дистанцию
Это простое правило может работать сразу в нескольких измерениях – целеполагание, длительность кампании и взаимоотношения с вашей аудиторией. Собираясь в краудфандинг, хорошо бы точно знать ответы на некоторые вопросы. Какова ваша цель в конкретной сумме? Есть ли дополнительная цель (привлечение социального багажа и репутации)? Сколько сил и ресурсов у вашей команды?Какую дистанцию во взаимоотношениях со своей аудиторией планируете выдерживать? Последний пункт можно расшифровать на примере краудфандинговой кампании фонда «Эволюция». Наш неформальный подход к взаимодействию с аудиторией сейчас многим кажется вполне успешным и очевидным, однако перед запуском никто не мог нам дать гарантий, что такая манера подачи будет хорошо воспринята научным сообществом и его поклонниками в том случае, если речь идет о серьезном просветительском фонде.
Максимально интегрируйте pr- и краудфандинговую кампанию
Для некоторых проектов краудфандиговая кампания при всех ее очевидных плюсах становится чем-то вроде 5 лапы для собаки - отвлекает от базовых задач и текущей pr-кампании. Чтобы подобного не происходило, рекомендую оптимизировать свои рабочие процессы и максимально интегрировать pr- и краудфандинговую кампанию. Это как минимум позволит вам меньше распыляться, а значит эффективнее достигать своих целей, а как максимум отлично подчеркнуть социальную ориентированность и значимость вашего проекта. Ведь если широкая общественность готова голосовать за ваше дело рублем, значит, оно действительно представляет большую ценность.
Рассказывайте свою историю
Множество профессионалов из разных областей в один голос вам заявят, что самое крутое и ценное, что вы можете дать миру и другим людям – это хорошие истории. Грамотно выстроенная и спланированная краудфандинговая кампания так же дает вам такую возможность – рассказывать о себе на страницах проекта, в его новостях и пр. Создавая и преподнося проект аудитории, вы конструируете ту среду, в которой он будет жить после завершения кампании. И какой она будет, зависит только от вас. Забыв о сторителлинге в своей кампании, можно потерять ничем невосполнимые бонусы в глазах своей аудитории.
Играйте по своим правилам
Прислушиваться к советам бывалых и вашего менеджера (представителя краудфандинговой платформы), конечно, стоит, но никто не может запретить вам экспериментировать и придумывать свои правила. Здесь в качестве примера отлично подойдет фирменный лайфхак «Эволюции» (до нас правда такого еще никто не делал). Собрав первый заявленный миллион рублей, задолго до окончания проекта, мы полностью переупаковали проект – изменив цель, переориентировав концепцию и продлив сроки. В итоге мы увеличили изначальную цель вдвое. Такие эксперименты стоят того, чтобы их поставить, и к тому же это очень в стиле научного фонда.
Будьте креативны и изобретательны
Самая большая ошибка, которую вы в принципе можете допустить в своем проекте (да и в целом по жизни) – это быть скучными и формальными. Скука никого не привлекает и уж точно не стимулирует поддерживать финансово или делиться историями о вашем проекте. Естественно многое зависит от контекста, но если у вас нет каких-то существенных смысловых ограничений, то крауд-проект – это как раз отличный повод как следует повеселиться. Привлекайте интересные дружественные проекты из вашей сферы, используйте супер-силу лидеров мнений, которые вам симпатизируют, жонглируйте нетривиальными лотами, организуйте интересные события. Превратите свой проект в реалити-шоу и шанс привлечь более широкую аудиторию возрастет в разы. Например, в числе партнеров нашего краудфандинга были практически все научно-популяризаторские проекты: «Библиотека Дмитрия Зимина», «Антропогенез», «Премия Гудини», «ТрВ», «Кот Шредингера», «Все как у зверей», «GeekPicnic», «Corpus», «Альпина-нон-Фикшн» и др. Среди подарочных лотов «Эволюции» были и ужин с Асей Казанцевой, поход в Зоопарк с Евгенией Тимоновой, присутствие на испытаниях премии Гарри Гудини, билеты на GeekPicnic и пр.
Не пренебрегайте статистикой и аналитикой
И заключительный совет – следуя всем вышеперечисленным инструкциям, не теряйте голову и связи с реальностью. На протяжении крауд-проекта важно держать руку на пульсе: следить за статистикой проекта, охватом проекта в социальных сетях и много анализировать. В этом поможет вездесущий Google Analytics, поскольку особенно надеяться на аналитику самих крауд-площадок не приходится. Вооружитесь методичкой по utm-разметке и не пренебрегайте цифрами, ведь кто как не они вовремя оповестят вас о том, что «что-то пошло не так».
Комментарии (0)