За десять лет работы в VK Марина Краснова, лауреат премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» — 2022, проделала путь от менеджера продукта до СЕО Вконтакте, а за год в роли лидера форсировала команду крупнейшей IT-компании России до сверхзвуковых скоростей: 230 запусков, 100 миллионов активной аудитории в месяц и 2,5 миллиардов просмотров в сутки на новой платформе «VK Видео» — дрим-тим ставит космические рекорды один за другим.
Главные успехи за год на посту CEO ВКонтакте
Самое важное для нас — аудитория продолжает стремительно расти, на платформу приходят новые авторы, повышается общая активность. Для проекта в возрасте 16 лет это очень хороший показатель. Значит, мы всё делаем правильно. В течение года запустили сотни обновлений. Пересчитали для точности, оказалось — рекорд: 230! И это если брать только крупные. Среди них новая платформа «VK Видео» и отдельное приложение «VK Звонки» для компьютера и для мобильных устройств: в нем очень много продвинутых функций — неограниченные длительность звонка и число участников в конференции, есть возможность показывать экран в разрешении 4К и так далее. И все это бесплатно, что большая редкость.
Выпустили несколько отдельных приложений: «VK Клипы» и «VK Музыка» (в них еще улучшены рекомендательные алгоритмы), а также «VK Мессенджер» — важная для нас премьера. Многим удобно ими пользоваться, потому что там можно фокусироваться только на какой-то одной задаче, плюс в них есть расширенные возможности для авторов и персонализации оформления. Но если что, все эти разделы доступны и внутри ВКонтакте, мы ничего не убираем.
Изменения коснулись ленты ВКонтакте, там появилось «Актуальное» — раздел, с помощью алгоритмов собирающий наиболее важные темы и тренды дня. И, конечно же, мы сделали то, чего от нас так долго ждали некоторые пользователи — обновили приложение на iPad, получили много положительной обратной связи. В итоге всех запусков суммарно побили сразу несколько рекордов: например, количество просмотров «VK Видео» достигло 2,5 миллиардов в сутки, а «VK Клипов» до 1 миллиарда. Также установили новую планку месячной активной аудитории — она впервые превысила 100 миллионов человек.
Самые прорывные технологии инноваций ВКонтакте
За каждым нашим продуктом скрываются сложные и современные технологии. Ведь только ими можно добиться лучшего опыта в использовании любого сервиса — когда все просто, удобно и интуитивно понятно. Мы много инвестируем в инновации для видеоплатформы и онлайн-конференций. Одними из первых в мире внедрили современный протокол для скоростной доставки контента — чтобы ролики грузились быстро, даже если у вас слабый интернет. Также в «VK Видео» добавили функцию экономии трафика и заряда батареи при просмотре со смартфонов. Запустили автоматическое повышение разрешения и частоты кадров: чтобы даже не очень качественнные файлы, которые были загружены давно, были не в виде пикселей. «VK Видео» — стратегическое направление для нашей команды. В частности, появилось отдельное приложение для Smart TV — на большом экране смотреть контент интереснее, у нас доступны и ролики от пользователей, и фильмы с системой рекомендаций.
На платформе наших «VK Звонков» тоже прорыв: ограничения на количество участников нам вообще удалось снять первыми — такого больше ни у кого нет. Кстати, мы открыли для сторонних разработчиков возможность использовать наши технологии в собственных продуктах, если в них есть свои уникальные решения. Кроме прочего, поделились собственной технологией интеллектуального шумоподавления.
Как поддерживать корпоративную культуру ВКонтакте
Если в нескольких словах, то в основе корпоративной культуры ВКонтакте — свобода, самовыражение, энтузиазм и любознательность. А еще желание сделать все как можно лучше: мы искренне болеем за наши продукты, трепетно относимся к каждому обновлению. Когда развиваешь сервисы, которыми пользуешься сам, не хочется останавливаться. Еще очень сильно мотивирует понимание, что твою работу увидят не только друзья и близкие, а еще 100 миллионов человек.
Нам важна дружелюбная атмосфера, где каждый может обратиться за помощью к коллеге. И так как мы IT-компания, у нас для этого есть множество внутренних сервисов, которые упрощают взаимодействие. Например, сообщества с нужными инструментами, чаты и чат-боты, видеоконференции и многое другое. Мы сами их создаем, поэтому знаем, как сделать лучше. И такие же сервисы мы предлагаем нашим пользователям, чтобы они могли организовать не только досуг, но и решать рабочие и учебные задачи.
Программисты — новые да Винчи. Что их вдохновляет?
На самом деле все, кто трудится в IT, — в какой-то степени художники. Чтобы раскрывать их потенциал, необходима среда, где нет каких-либо жестких ограничений. Нужно вкладываться в творческое развитие сотрудников, укрепление их отношений друг с другом. У нас для этого есть спортивные секции, настольные игры по вечерам, музыкальные комнаты. Помимо всем известного Дома Зингера наши офисы в Петербурге находятся на Большой Морской и в здании «У Красного моста». Так что красивые виды из окон — тоже неотъемлемая часть нашей рабочей среды, которую любят и ценят. Когда тебе видно роскошный Казанский собор на расстоянии вытянутой руки — это точно вдохновляет. Мне кажется, к этому невозможно привыкнуть.
Правило сырка: забота об окружающих и о рабочей среде
После локдауна мы не стали принуждать сотрудников возвращаться в офисы — если кому-то удобно поработать из дома и задачи при этом выполняются, почему бы и нет. Но мы любим работать в офисе! Для нас он не просто место, куда ты приходишь выполнить задачи. Чтобы проводить здесь много времени, важен комфорт, забота, приятные мелочи. Офис у нас в какой-то степени второй дом: с завтраками и пятничной пиццей, совместными просмотрами фильмов и конференций, играми на приставке. Организованы даже зоны кинотеатров: чтобы вместе смотреть какие-то выступления и новинки, есть попкорн и весело обсуждать то, над чем работаем. Кроме того, можно уехать на воркейшн в сочинский офис — поработать оттуда и зарядиться вдохновением от смены обстановки и морского воздуха. Друзья и гости, бывая у нас, часто спрашивают про сырки «Б. Ю. Александров», которые лежат во всех холодильниках. Когда и как они появились впервые, уже никто не может вспомнить: то было, видимо, слишком давно. Но это точно любовь с первого взгляда — сырки теперь часть нашей жизни и, наверное, навсегда. Вокруг «Зингера» и ВКонтакте много традиций и легенд: здорово, что сырки стали одной из них.
ВКонтакте тогда и сейчас
Для IT-компании 16 лет — очень большой срок: важно не просто не потерять акутальности, а быть все более и более востребованным. ВКонтакте 2006 года — это несколько сотен тысяч пользователей в России, сегодня — 100 миллионов по всему миру. Если на старте это был только обмен сообщениями, то сегодня ВКонтакте — это безграничный новый мир, где можно встречаться со всеми своими друзьями (ведь ограничений на участников видеозвонков больше нет!), смотреть фильмы, играть в игры, следить за здоровьем и даже заказывать еду.
Тренды и вызовы IT-рынка
IT в России — наверное, одна из самых динамично развивающихся сфер, и это сказывается, например, на рынке труда: там большая конкуренция. В последние годы компании стараются быть гибче, когда нанимают программистов: кто-то привык работать удаленно, другой хочет более широкий социальный пакет и так далее. Мы тоже стараемся учитывать все факторы, которые помогли бы нам привлечь лучшие кадры. Развиваем программы для найма, для поддержания IT-сообщества, развития перспективных кадров. Например, проводим марафон конкурсов для начинающих разработчиков и дизайнеров «Вездекод» (наконец-то он снова в офлайне!) в разных городах России. Организуем VK Cup — крупный чемпионат по олимпиадному программированию, машинному обучению, мобильной разработке и дизайну. Для более опытных специалистов у нас есть встречи-митапы VK Tech Talks. Это отличная возможность для наших сотрудников выступить с докладами и поделиться своими разработками и экспертизой с коллегами по сфере.
Текст: Анастасия Павленкова
Фото: Валентин Блох
Свет: Николай Балясников SKYPOINT
Комментарии (0)