18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
  • News
Дизайн

Поделиться:

Андрей Ефимов о визуальном восприятии города

Казанский креативный класс фонтанирует идеями, строит смелые планы, предпринимает конкретные шаги и учится у старших товарищей. Таких, как профессор МАРХИ Андрей ЕФИМОВ, приглашенный председателем жюри дизайнерского конкурса STEKLO. Недавно он прочитал в Казани лекцию "Проблема цвета в современной архитектуре".

Мы знаем, что визуальное восприятие связано с психологическим настроением его жителей. Светлый город или темный, контрастный или с нюансными переходами колористики – все это влияет на наше восприятие. В целом это отражение нашей внутренней культуры и вообще цветовой культуры народа. В Казани наряду с типично русскими мотивами сильны национальные, татарские. И мне кажется, что это один из источников обогащения цветовой среды Казани, создания ее «фирменного» своеобразия города, интересный исторический вклад в современную городскую архитектуру.

 О Казани сложились отрывочные, но в целом положительные впечатления. Хотяпо колористическому решению пока не вижу ясно выраженной тенденции. Примерно то же, что во многих российских городах. И в Москве в том числе. Колористика требует профессионального раздумья, терпения и умения. Здесь и градостроители должны работать, не только архитекторы. Осмыслить, как идут основные потоки, где узлы  пересечения, как их выделить и так далее. Учитывать ночную подсветку и, конечно же, рекламу. Последняя дает новые ощущения, иногда спорные, потому что она зачастую безумная и никак не регламентированная. А лепту свою в городскую среду вносит. Трудно сказать, положительную или отрицательную. В целом возвышает город, но порой, мягко говоря, удивляет. Она же, сами понимаете, коммерческая, это не эстетическая область.

 Жалко, что на лекции не было градостроителей и архитекторов, а можно было бы подумать над созданием  концептуальной колористической модели, которая постепенно воплотится в жизнь. Это дело не одного дня, а многих лет и даже десятилетий. Казань - город большой, и одним историческим центром зона внимания градостроителей, архитекторов, художников ограничиваться не может. Появляются новые точки роста, как бы подцентры, а вот как организовать их взаимосвязь – старого центра и новых – почва для анализа и решений. Есть традиции, но возникают новые технологии, новые материалы. Жизнь идет, она заставляет по-новому смотреть на город. Пока во многих городах, и в Казани в том числе, на эту проблему просто не хватает времени или она считается не очень важной.

Четыре года я работал главным художником Москвы. И удалось кое-что сделать –цветовую концепцию основных улиц, магистралей, Бульварного и Садового колец. В паспортах зданий было указано в том числе, какой краской их следует красить. Ведь мы подняли исторические цвета. Барокко – это белое с яркими цветами. Классицизм - в основном пастельная цветовая гамма. Эклектика – много серого. Модерн – тоже активные цветные акценты есть. Потом конструктивизм – много красного кирпича и серой штукатурки. Сталинская архитектура повторяла цвета классицизма, только в более суровых оттенках, желтовато-коричневых. И хотя сейчас это все как-то размывается, я уверен - такого рода работы нужны.

 Есть города, в которых колористика выражена особенно отчетливо. Один из них – Париж Он элегантно-серый. Но не монотонный: огромные зеленые платаны, черные металлические решетки, черные крыши – завораживающая красота. А как выглядят российские города в глазах иностранцев? Однажды мы шли по Москве с моим коллегой-французом, и я спросил его: какого цвета наш город? И он ответил: Москва многоцветная,  восточная. Но это касается исторических центров. Новые районы и в Париже насыщены цветом, и в Москве. Правда, целостности в этих районах нет. Я даже не знаю, как управлять таким огромным городом как Москва в колористике. Хотя попытки были, и они впечатляющие.

После войны 1812 года, когда сожженная Москва восстанавливалась, царь Александр I подписал специальный указ – красить здания в Москве, Петербурге и других городах империи «строго определенными цветами с большой добавкой белил». Так на самом высоком государственном уровне вводилась система окраски городов в пастельные цвета. Архитекторы тогда работали при полицейских управлениях, носили эполеты. Они выдавали дощечки с образцами красок, которые курьеры везли в дальние города, за тысячи километров. А учитывая, что Екатерина II за свое правление утвердила двести (!) новых генеральных планов русских городов, можно представить масштаб нововведения. За пятьдесят лет Россия просто преобразилась. Этот исторический факт я изложил на совещании «Цветовая панорама европейских столиц» в Париже в 2001 году, куда съехались главные архитекторы и художники европейских столиц. Мои коллеги были просто в шоке. Потому что французский доклад был о том, как они в Версале нашли во дворце на заднем фасаде – о чудо! -  одно желтое окно.

Были попытки систематизировать колористику городов и в советское время. В 1929 году ассоциация новых архитекторов - АСНОВА выдвинула проект плановой окраски Москвы. Художник Павел Антокольский выдвинул предложение кольцевой окраски зданий – по плану города. Второй проект – районный, где каждому району Москвы присваивался свой цвет. И третий вариант – улицы, радиально выходящие из центра, не теряют насыщенности на всей протяженности. А центр, конечно же, предлагался красный – красный Кремль в красном центре красной столицы. Рассматривался проект в Моссовете, и даже начал частично реализовываться. Но ввиду отсутствия материальных ресурсов работа постепенно заглохла. А уже в предперестрочное время я работал во всероссийском научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры (ВНИИТАК) в Москве. Было много предложений для разработки колористики разных городов Советского Союза – Ялты, Иркутска, Нижнего Новогорода, Якутска, казахстанского Кайракты и других.

Многое  в будущем облике наших городов зависит от уровня образования российских архитекторов. Например, в МАРХИ и в других профильных российских вузах обязательно преподается колористика. Мы делаем упражнения, в частности, на раскладку по цвету. А в мировой практике такого вообще нет! Там изумляются: цвет и архитекторы? Цвет – это к художникам, а мы занимаемся архитектурой. У нас другой взгляд. Время покажет, кто прав.

Андрей Владимирович ЕФИМОВ – заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института (МАРХИ), доктор наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. С 1996 по 2000 годы занимал должность главного художника Москвы».

Купить журнал: