Студенты Казанского колледжа технологии и дизайна пока учатся технике казанской узорной кожи факультативно. Но в ближайшем будущем этот предмет будет входить в обязательную программу «обувного дела». Разбираемся, как создается красота.
Интересный факт: в нашем современном, технически оснащенном мире все больше людей обращаются к древним традициям, техникам – одним словом, к культуре прошлых лет.
Большую популярность набирает техника казанской узорной кожи. Обучающихся не смущает ручной труд, они готовы постигать азы с самого начала. Наглядным примером для меня послужило знакомство со студентами Казанского колледжа технологии и дизайна. Пока они изучают данную технику в режиме факультатива, но, в ближайшем будущем, как утверждает первый преподаватель в этом направлении, мастер ичижного дела Ильдар Шайхутдинов, этот предмет будет входить в обязательную программу «обувного дела». С ним-то мне и удалось поговорить о важности развития данного направления и узнать много интересного о самом процессе.
Прежде чем углубиться в процесс, хотелось бы немного рассказать об истории развития «узорной кожи», о ее использовании в столь всем знакомых ичигах. Предыстория казанской узорной кожи восходит к тюркским племенам, пришедшим в Поволжье в VIII-IX веках. С тех пор за ними сохранилась слава об искусной выделке кожи, о мастерах обувного дела.
Самые ранние экземпляры узорной обуви, в которой детали соединены «казанским швом», датируются концом XVIII — началом XIX века. Спрос в это время на нарядные ичиги был очень высок. В одной только Казани производилось до трех миллионов пар в год.
Характерными чертами ичиг «полного узора» являются: высокое голенище, заполненное орнаментом и орнаментальной пришивной каймой; по обе стороны голенища симметрично и близко друг к другу располагаются узоры; кожа используется преимущественно юфтевая.
В начале XIX века бывшее в течение долгого времени домашним ремеслом шитье ичигов превращается в организационный промысел. Такие перемены произошли вследствие быстрого развития в Поволжье с середины XVIII века кожевенной отрасли. Хочется отметить, что на данный момент в Казани есть несколько фабрик, занимающихся выделкой кожи, и именно кожу этих предприятий выбирают большинство местных мастеров, в том числе и Ильдар Гамирович. Он объясняет это тем, что в отличие от турецкой или итальянской кожи, «наша» кожа хорошо приспособлена к климатическим условиям местности.
А теперь о подготовке к процессу. Для начала следует выбрать кожу. Так как главная особенность техники – это узорность, то следует выбирать пластичную, в меру мягкую кожу. Обычно используется кожа из шкур крупного рогатого скота и козы толщиной 0,9-1,1 мм. Последней называют сафьяновой кожей. От этого и название всем известных сафьяновых сапог. Далее раскраивают детали по лекалам, делая небольшое количество надсечек на расстоянии 10-20 мм на изнаночной стороне для более точного соединения деталей.
Чтобы оценить приблизительный вид готового изделия, раскроенные детали совмещают, закрепляя скотчем, и переворачивают на лицевую сторону. После утверждения орнамента можно убирать все ненужное и приступать к наиболее сложному этапу.
Для начала подготавливают рабочее место. Стоит помнить, что от этого напрямую зависит, какова будет нагрузка на ваше тело. Следует выбрать правильную высоту стульчика, чтобы ноги стояли под углом в 90 градусов. Станок – колодка, нужно придвинуть как можно ближе к себе. Расстояние от переносицы до станка должно быть примерно 25-30 см.
После этого, уже подготовленный крой разместить на колодке и можно начинать сам процесс. Для него потребуется: специальное шило с ушком; иголка, предназначенная для работы с кожей; мулине (предпочтительнее вискоза), нити которой уже намотаны с помощью веретена до определенной толщины и тачные нитки (капроновые или армированные).
Детали фиксируются с изнаночной стороны на колодке ремнями. Шилом прокалывают первую деталь на расстоянии 1-1,5 мм от края. Такого расстояния нужно придерживаться на протяжении всей работы. Направив шило немного вверх, проталкивают ее до упора. Вышивальную нить наматывают три раза вокруг иглы. После шило оттягивают назад и прокалывают вторую деталь. Снова оттягивают шило назад, в образованную тачной нитью петлю протаскивают штопальную иглу. Нитку протягивают до узелка. Вынимают шило и затягивают шов.
Я думаю, теперь вы понимаете, почему обошли стороной эту технику столь всемогущие производители в Китае. Это ведь занимает много времени, при том, что все делается вручную. По этим же причинам можно объяснить и высокую цену изделий, о которых сейчас мечтают очень многие ценители красоты.
После того как завершены все процессы техники «узорной кожи» готовый материал натягивают на колодку. А далее уже все в руках мастера. Будут ли это ичиги или чувяки - все дело личного выбора каждого клиента.
Таков процесс, созданный веками и наработанный современными руками. Как утверждает Ильдар Гамирович, «ичиги» – очень теплая обувь. Пусть там даже не будет специальной утепляющей подкладки, двойная кожа – лицевая и внутренняя – все равно удержат тепло и создадут комфорт. Для подкладки обычно используется специальная подкладочная ткань, которая также продается на фабриках по производству кожи.
В заключении хочется процитировать отрывок из статьи в газете «Волжский вестник» в 1886г.: «Кому неизвестна изящная сафьянная азиатская обувь, «ичиги», производство которой справедливо славится Казань?» И в правду, как оставить без внимания красоту, данную нам в наследие. Казанская узорная кожа славилась, славится и будет славиться – это обещает новое поколение.
Мира Рахмат
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)