Есть мнение, что персональные шопперы - это исключительно прерогатива звезд, но казанские специалисты считают иначе. «Собака» пообщалась со стилистами из татарской столицы, которые сопровождают клиентов на шоппинге, о трендах, «сложных» случаях и превратностях такой работы.
Екатерина Захарова
Персональный шоппер, стилист, fashion blogger, модель
Есть шопперы, которые на предварительной встрече с клиентом видят, что предстоит нелегкая работа: сложный характер, нет внутреннего желания измениться, старая закалка. Некоторые отказываются, но я не из таких, работаю со всеми: девушки, парни, женщины, мужчины. Но, чтобы было легче, пытаюсь на предварительной встрече понять: человек находится в гармонии с собой или нет. То, как мы выглядим в повседневной жизни, неотъемлемо связано с тем, что мы чувствуем, что переживаем, в какой квартире живем, из какой тарелки едим, что представляет из себя наш день, наша работа, наш доход, наши достижения, довольны ли мы собой в полной мере и так далее. Еще заметила такую закономерность: девушки очень зависят от мнения своих молодых людей. А те хотят одного: чтобы грудь, талию, попу было видно. Никакого оверсайз и тому подобного. Поэтому я стараюсь тактично объяснить таким девушкам, что надо надевать то, что комфортно, и не жить по чужим критериям.
Есть свои сложности и с мужчинами. Особенно с такими, которые с модой и стилем на «Вы»: я зашел в магазин, увидел что-то, купил, потом носил и так далее. Был у меня один парень, который не мог понять того, что закатанные джинсы и открытые щиколотки – это круто. У него же была привычка впихать все это в кроссовки либо оставить свисать все, как есть. Тогда я присела на коленки, все ему красиво закатала, сфотографировала и отправила, чтобы смотрел и привыкал. Парни вообще тяжело воспринимают некоторые тренды: оверсайз, многослойность. Некоторые удивляются даже тому, что рубашку заправлять не надо: «Как, пускай так торчит?». Именно поэтому стараюсь называть тренды своими именами, и это помогает. Был момент, когда подобрали молодому человеку нюдовские штаны. Ему все понравилось, мы это купили. А через неделю пишет: «Кать, у меня мероприятие, можно я на него нюдовские штаны со своей кофтой надену?». Я получила такое удовольствие, что он это запомнил. По-моему, для каждого шоппера это самая большая награда – результат.
Среди магазинов я выделяю, как и все шопперы и стилисты, Zara, H&M, Mango, Pull&Bear. Это те самые места, где зарождаются тренды. В Zara есть базовые вещи, в Pull&Bear – классные джинсы-бойфренды, рюкзаки, кеды, в Mango – изящные теплые вещи, а в H&M вещи более дешевые, что удобно студентам, например. В эти магазины приходят дизайнерские вариации под подиумные, но в более доступной ценовой категории. Мне кажется, если дизайнеры поработали за тебя, грех этим не воспользоваться. Но, по сути, их мало, и многие люди специально выезжают, закупаются, но с этим падением рубля все как-то стало сложнее. Словом, довольствуемся тем, что есть. Вот если бы этих магазинов не было, то стоило бы переживать, а пока жить можно.
Ренат Файзрахманов
Персональный шоппер, стилист, преподаватель по стилю
Чаще всего я работаю с молодыми людьми. Это не значит, что обязательно - с модельной внешностью, конечно, но подобрать вещи более, чем реально. Обычно сложности возникают в другом. Не со всеми новыми клиентами устанавливается нужный контакт. Но я всегда смотрю, во что человек одет, спрашиваю, какие вещи нужны, для чего. Исходя из этого и подбираем. Недавно знакомая собиралась в поездку в Москву, вещи искали для прогулок с друзьями. Я прикинул: должно быть удобно, стильно, чтобы подходили одежде, которая есть. Зачастую стараюсь рекомендовать базовые вещи, которые будут полезны не один сезон и можно сочетать друг с другом.
Чаще людям нравится, что я им подбираю, но случается всякое. Однажды было так, что я подобрал вещи, клиент остался доволен, но по прошествии нескольких дней он написал: «Мы зря потеряли время». Есть и другие сложности, когда с человеком просто не прет. То размеров нет, то подходящих вещей. Можно весь день проходить по магазинам и ничего не подобрать. Дело тут даже не в том, что мне не хватает опыта. Работа шоппера – это контакт с клиентом. Если он необщительный, нет общих взглядов, готовности измениться, то, скорее всего, ничего не получится. Выберете вещи, они будут отлично подходить – но клиенту все не то. Проще говоря, не сошлись характерами.
Зато выбор магазинов меня радует, обычно едем в «Мегу», там есть из чего выбрать. Например, бутики обуви и аксессуаров: «Рандеву», Carlo Pazolini. В плане одежды, костюмов - Massimo Dutti, Lady Gentleman City. Если же человеку нужны дизайнерские вещи высокого качества, то мы, конечно, идем в люксовые магазины. Таких клиентов у меня немного, хотя с люксовым сегментом работать интереснее. Но я не ставлю свои потребности выше клиентских.
Временные рамки есть всегда, я не могу таскать человека по ТЦ весь день. Чаще у нас около трех часов. Это не так много, поэтому приходится быстро соображать. Лучше, если посмотрю коллекции заранее. Иногда работаю с местными магазинами, многие из них заинтересованы в том, чтобы шоппер приводил туда клиентов. В таких случаях какой-то процент с продаж стилисту обещают вернуть. Но во франшизных точках в ТЦ таким заниматься, конечно, никто не будет.
Хотя некоторые бренды, представленные в Москве, есть и у нас, разница существует. В столице ориентируются на Европу, Америку, где тренды и зарождаются. У нас мало кто об этом задумывается, хотя многие стилисты говорят, что клиентам это и не нужно. Искать, читать, разбираться в тоннах информации – к чему, этим мы занимаемся. Если есть деньги, возможности, лучше обратиться к шопперу, который все сделает за вас. Но с другой стороны, куда приятнее работать с людьми, которые хоть немного разбираются.
А вообще хороших шопперов в Казани очень мало. Меньше десяти человек-то точно. Поэтому говорить о конкуренции не могу, но хочется, чтобы она была, чтобы рынок развивался. Даже учитывая, сколько людей живет в Казани, сколько из них женщин и девушек, которым шоппер и стилист нужен. Хочется, чтобы было как в развитых странах: у людей есть потребность в стилисте, как в стоматологе или парикмахере. Если бы у нас возник такой спрос, то имеющихся шопперов не хватило бы. Так что дело в спросе, в самой культуре.
Гузель Ханафи
Персональный шоппер, стилист
Предпочитаю знакомиться с клиентом за чашкой кофе, где с человеком проводится опрос: как он одевается, куда ходит, что ему не нравиться и зачем я ему нужна. Исходя из этой информации я оцениваю объем работы, ее сложность, а также оглашаю список магазинов, где стоит подбирать одежду. А потом уже отправляемся на шоппинг. Я ориентируюсь на месте, ведь стоит начать образ с одной правильной вещи, а дальше нужно нанизывать его до полного завершения. Чаще всего мои клиентки – молодые мамы. У них меняется статус, образ жизни, а гардероб остается прежним. Тут-то и оказывается, что носить нечего и в шкафу все не то. С мужчинами мне, однозначно, труднее, видимо, потому, что не хватает опыта. Признаюсь, не идут они ко мне, не идут. Но я и не претендую, так как у мужа магазин мужской одежды, и я негласно давно объявила его лучшим стилистом для мужчин.
Но я не всегда работаю по схеме «предварительная встреча - шоппинг». Иногда покупаю заочно, особенно для «старичков», которым я знаю, что подобрать. А совсем недавно я решила изменить формат и провела мероприятие для своих клиентов #fashiondaykhanafi, где мне удалось перенести все тренды в атмосферу уюта и роскоши одновременно. Все проходило в ресторане спа-комплекса «Лучано». Девушкам удалось проникнуться атмосферой, модой, сделать примерки и даже покупки, естественно, индивидуальный подход и мои рекомендации прилагались. Поэтому планирую провести еще несколько таких встреч в новом сезоне.
А что касается ассортимента… «Дыры» в образах все чаще нечем закрыть, и это печально. Конечно же, я идеалист, и порой это мешает мне в работе. Порой задачи трудно выполнимые, особенно из-за бюджетных рамок. У нас очень мало среднего сегмента одежды, даже с появлением Podium Market ощущаю острую нехватку. Но, с другой стороны, на то я и стилист, чтобы находить.
Роман Айкин
Персональный шоппер, стилист, преподаватель.
Мой основной контингент - женщины, но если обращаются мужчины, не отказываю. Все люди разные и с разным бюджетом, но работаю со всеми. В Казани, конечно, с магазинами сложно, особо не разгуляешься. Но, мне имеющихся, «Меги», Podium Market и Suvar Plaza хватает. Сразу мы, конечно, в магазины не идем. Перед шоппингом встречаемся с клиентом или делаем консультацию онлайн. Нужно познакомиться, узнать о целях, задачах, предпочтениях и пожеланиях. После я составляю примерный список покупок и маршрут шоппинга, в зависимости от бюджета, который клиент готов выделить на это дело. Как правило, если задача предстоит сложная, то перед самим походом по магазинам с клиентом, в целях экономии его времени, я заранее прохожу по намеченному маршруту, нахожу подходящие вещи и составляю из них комплекты. Подойдут они или нет – это 50 на 50. Не всегда вещи садятся, как задумано, или клиент не в восторге, от того, что я предлагаю. Тогда приходится импровизировать. На это, обычно. не более четырех-пяти часов.
Но это все не самое сложное. Трудно работать с теми, кто не понимает пользы твоей работы. Многие казанцы, да и россияне в целом, считают, это прерогативой звезд, телеведущих, состоятельных людей. Хотя шоппер нужен и обычным людям, но они пока не понимают, для чего полезно обратиться к специалисту. Чтобы исправить ситуацию, об этом нужно говорить, привлекать вниманием проектами типа «Битва Стилистов» от ТРЦ «Южный».
Мне, к счастью везет с клиентами. Часто это открытые интересные люди, которые стремятся стать лучше. Многие из них в курсе некоторых модных тенденций, но не понимают, как им следовать и какие тренды подходят им.
Беседовала Динара Сиразеева
Комментарии (0)