Рэпер-эрудит первым привел хип-хоп культуру из гетто в библиотеку и окончательно променял поэтику улиц на язык интеллектуалов. Бывший фэшн-лузер, теперь канонизированный обложкой американского Vogue, выпустит новый альбом So Help Me God сюрпризом. Михаил Стацюк попытался разобраться в феномене его популярности.
Канье родился в Атланте, в семье фотожурналиста ежедневной газеты и профессора английского языка университета Clark Atlanta University. Пойти по стопам родителей Уэсту помешало увлечение музыкой: он бросил Государственный университет Чикаго и начал сочинять песни для Jay-Z, Алишии Киз и Джанет Джексон. Пережив в 2002 году автокатастрофу, он решил начать сольную карьеру изаписал дебютный сингл Through theWire.
Громко заявил о себе первой же пластинкой — The College Dropout (2004). Дебют принес ему «Грэмми» за лучший рэп-альбом, а сингл Jesus Walks стал лучшей рэп-песней года. С личным же стилем у музыканта дела не ладились: широкие джинсы, футболки XXL и костюмы с отливом из начала нулевых он сменил на поло Ralph Lauren и вечный рюкзак за плечами, плетясь в аутсайдерах bestdressed-листов.
Выпущенная в следующем году Late Registration (2005), главным хитом которой стал сингл Gold Digger, записанный совместно с комиком Джейми Фоксом, породила термин «бэкпэк-рэп», а Канье воплотил новый образ хип-хоп-артиста: не парня из гетто, а эрудита, который уважает религию и ценит джаз. Тогда же Уэст начал делать робкие, но многообещающие шаги по направлению к миру моды и согласился на коллаборацию с Nike. Итогом сотрудничества стали кроссовки College Dropout ядовитых цветов. Коллекция не получила широкого распространения и была доступна только в собственном размере Канье— 12-м.
Альбом Graduation (2007), выдержанный в ретростилистике, получился по большей части минорным и радикально отличался от двух предыдущих. Трек Stronger, где Уэст засемплировал хит Harder, Better, Faster, Stronger французского дуэта Daft Punk, пришелся впору молодежи середины нулевых в узких джинсах, футболках с принтами и в рэй-бэнах. Сам же Канье клипом на этот трек воскресил тренд на очки-жалюзи, популярные в 1980-х. Его модные маневры поддержал Марк Джейкобс, пригласив музыканта к сотрудничеству с брендом Louis Vuitton, — вместе они создали три коллекции обуви, которые отличали кичливость, яркие цвета и активное использование кожи в отделке.
Следующий год стал для артиста драматичным: в ходе серьезной операции умерла его мать, Донда Уэст, а позже Канье расстался со своей невестой Алексис Файфер. Переживания он отразил в самом необычном для себя альбоме 808s & Heartbreak: отказался от привычного звучания в пользу электронного, а рэп заменил на вокал. В итоге — одиннадцать лирических баллад о любви и боли, которые заметно расширили женскую часть аудитории музыканта.
В пятом студийном альбоме, My Beautiful Dark Twisted Fantasy (2010), хип-хоп старой школы дружелюбно принимает цифровой фолк. Трек Dark Fantasy рэпер посвятил Фиби Файло, креативному директору модного дома Celine, а на фестивале Coachella в Калифорнии появился в женской блузе дизайнера. Заигрывания с модой Канье привнес и в свою совместную с Jay-Z пластинку Watch the Throne: пригласил Рикардо Тиши, креативного директора Givenchy, к работе над обложкой. Тиши также приложил руку к внешнему виду новой на тот момент девушки Уэста— Ким Кардашьян, с которой рэпер начал встречаться в 2012 году. Дизайнер превратил любительницу стразов и пайеток в икону стиля. Еще недавно Анна Винтур говорила, что хуже Ким могут быть только носки с сандалиями, а спустя два года Кардашьян и Уэст оказались на обложке американского Vogue, став самой востребованной парой на всех неделях моды.
Шестой студийный альбом, Yeezus, с которым рэперу помогали музыканты из Daft Punk и аранжировщик и серый кардинал хип-хопа Рик Рубин, получился агрессивным: темы расизма, скинхедов, насилия и венцом всего — эпичный трек с названием «Я — Бог». К выходу пластинки Уэст устроил несколько промоакций, одна из них— трансляция ролика к синглу New Slaves на стену бутика Louis Vuitton, которую предваряла надпись «Not for sale». Весь тираж его именной коллекции сникеров Nike Air Yeezy 2 Red October, выпущенной через несколько месяцев после релиза, был раскуплен за одиннадцать минут— позже на eBay за пару вместо магазинных 245 долларов просили от двух с половиной до десяти тысяч. Конкурент бренда— марка Adidas переманила Канье, предложив разрабатывать собственную линию одежды.
Сейчас Уэст — многостаночник: пишет музыку, принимает участие в организации фэшн-показов и сотрудничает с дизайнерами. Вместе с Ким они позировали Марио Сорренти для кампании Balmain. Презентация первой коллекции одежды Канье на Нью-Йоркской неделе моды под совместный с Sia трек Wolves собрала в первых рядах весь модный десант, от Александра Вэнга с Кендал Дженер до Анны Винтур и Бейонсе. О новом альбоме рэпер не распространяется— обещает выпустить его сюрпризом, но уже никто не сомневается, что это будет очередная революция в индустрии. В том числе и в модной, разумеется.
Текст: Михаил Стацюк
Комментарии (0)